Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Незаконная предвыборная агитация уходит в социальные сети

14 марта 2018 г.

Самая острая и наиболее злая своим содержанием схватка между сторонниками и противниками кандидатов в президенты России протекает сегодня в социальных сетях, а потому её материалы наиболее интересны для граждан, погружённых в мир  политики. И, как то ни странно прозвучит, но именно сетевое информационное пространство наименее всего законодательно отрегулировано сегодня и в этом смысле более свободно для разнообразия мнений и суждений, чем традиционная пресса и интернет СМИ. По крайней мере, пока так обстоят дела. Кто-то говорит что это хорошо (я к их числу отношусь), кто-то возражает, находя для того аргументы, которые, действительно, сложно бывает оспорить, поскольку почти всегда в таких случаях речь заходит о фактах злоупотребления информационной свободой. Эти вопросы обсуждались вчера в Центральной избирательной комиссии Карелии на совещании, участники которого говорили о предупреждении и пресечении нарушений избирательного законодательства, экстремизма в социальных сетях. В обсуждении приняли участие представители прокуратуры, Роскомнадзора, МВД, детский омбудсмен, само собой разумеется, члены республиканского Центризбиркома и общественного совета при нём, а также эксперты общественных наблюдательских сообществ в лице Общественной палаты Карелии и организации «Голос».

 

Ситуация выглядит довольно странной. Приятно сообщить, что в Карелии нет случаев противоправных информационных действий экстремистского характера, связанных с президентскими выборами. По идее, это означает, что нет и предмета для обсуждения, и констатировав данный факт, можно расходиться. Однако в других  российских регионах сам «предмет» вполне осязаем, потому с профилактической точки зрения есть смысл рассматривать его и в Карелии.

 

Особенность ситуации, сказала член Центризбиркома Карелии Татьяна Фотина в том, что в настоящее время в России нет единого правового акта регулирующего деятельность социальных сетей. Законодательство только формируется, а потому и нет запрета на ведение агитации в интернете и правил, которые бы регулировали сетевую рекламно-информационную деятельность участников избирательного процесса. Избирательное законодательство в сфере предвыборной агитации не регулирует социальные сети – это я уже пересказываю слова председателя Центризбиркома России Эллы Памфиловой, произнесённые ею недавно на заседании рабочей группы ЦИК по рассмотрению жалоб. Данные слова относились к ситуации, когда педагог выложил в сеть агитационный ролик в пользу одного из кандидатов в президенты России, где в качестве «агитаторов» выступали дети детсадовского возраста. Э. Памфилова, констатировав невозможность запретить агитацию в социальной сети, напомнила однако, что привлекать несовершеннолетних детей к агитации запрещено (к «детской» теме мы ещё вернёмся).

 

Чтобы удерживать пользователей соцсетей в нормах закона, есть для того правовые  инструменты, но они плохо применимы, когда дело касается именно предвыборной агитации, чем организаторы избирательных кампаний пользуются. Председатель ЦИК Карелии Алексей Бахилин проиллюстрировал эту мысль относительно свежим случаем, произошедшим во время прошлогодней губернаторской избирательной кампании, когда «в день тишины», категорически не допускающий никакой агитации, в сеть был выложен рекламный ролик какое-то время транслировавшийся прежде чем к нему закрыли доступ. Юристы Центризбиркома РК сделали всё от них зависящее, чтобы административно воздействовать на нарушителя (он был выявлен), но наказания не последовало за административное правонарушение (хотя все соглашались с ЦИКом РК, что оно было, рекламный ролик тому подтверждение). Дело в итоге прекратили по причине отсутствия в событии состава административного правонарушения, с недоумением в голосе завершил свою мысль А. Бахилин. Причём такой исход был законным, согласился он, после чего посетовал, что в данном случае буква закона вступает в конфликт с духом его, когда наказать надо за нарушение избирательного законодательства, но нет на то законных оснований (фактические же есть), и предложил впредь при рассмотрении подобных спорных ситуаций не позволять предвыборным штабам и кандидатам пользоваться «дырами» в законодательстве.

 

Заместитель руководителя Карельского управления Роскомнадзора Виктор Чужиков, в целом оценивая контроль за распространением информации в социальных сетях, сказал, что сфера контроля за информационным сетевым пространством расширяется в России и теперь уже анализируются не только посты (информационные сообщения), но и комментарии к ним (он вёл речь не о предвыборной агитации, а шире).

 

Особенность природы социальных сетей заключается в том, что с помощью данного сегмента интернет пространства не только распространяются агитационные материалы (что есть способ передачи контента), но одновременно же соцсеть становится и источником для тиражирования информации. Это когда в социальных сетях, например, размещается рекламная предвыборная продукция, которую можно скачать, чтобы затем распечатать и распространять, скажем, те же самодельные листовки. Таких примеров и в Карелии уже хватает, в качестве самого свежего вспомнили мотивирующие листовки «штаба Навального», в которых граждан призывали бойкотировать президентские выборы. Эту волну незаконных агитационных действий правоохранительные органы остановили, поскольку было установлено, что в действиях людей, распространявших подобные агитматериалы, усматривалось нарушение закона (осуществлялось воспрепятствование избирателям в реализации их права голосовать). Но это произошло уже после того как агитационная продукция (в «цифре» выраженная) перетекла из сети интернет в материализованную (бумажную) рекламную среду. Та же листовка в соцсети могла и дальше находиться.

 

Когда речь заходит о возможных нарушениях законодательства в социальных сетях, в связи с распространением информации предвыборного характера, то чаще всего вспоминаются подростки, которых прельщает быстрота и простота распространения сообщений в социальных сетях, и в данном случае дело усугубляется тем, что в силу своего юного возраста подростки наивно полагают, будто не несут личной ответственности за распространение ими незаконных материалов в сети. Те же старшеклассники не понимают, что нарушают закон, включаясь в цепочку распространителей информации. Выражаясь библейским языком, не ведают младенцы что творят. Тут тоже, к счастью, немного примеров находятся, однако они имеются. Начальник управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД Карелии Сергей Дешевулин рассказал, что уже случалось такое, когда за необдуманные действия подростков приходилось нести ответственность их родителям. Два административных решения о правонарушении выносились, после чего подобного больше не повторялось. Хотя по словам уполномоченного по правам ребёнка в Карелии Геннадия Сараева тут требуется постоянная профилактическая работа и с родителями и с педагогами, чтобы сообща защищать детей от корыстного влияния на них недобросовестных политиков, и опять вспоминалась деятельность «предвыборного штаба» А. Навального. Хотя о каком «предвыборном штабе» речь можно вести, если Навальный не является кандидатом в президенты России.

 

К слову, недавно член Общественной палаты России Максим Григорьев, оценивая деятельность так называемых «предвыборных штабов» Навального в России, привёл несколько любопытных цифр. Ссылаясь на их собственную информацию, он сообщил, что по стране открыт 81 псевдоизбирательный штаб, в деятельности которых принимают участие десятки тысяч человек. Только по официальным (открытым) данным на их функционирование уже потрачено более 300 миллионов рублей, хотя эксперты цифру эту предлагают как минимум удваивать. Возникает правомерный вопрос: зачем нужны штабы, коли лидер движения А. Навальный не баллотируется в президенты? Ответ дают сами руководители московской  общественной организации Навального, говоря, что направят на выборы своих «наблюдателей», чтобы те искажённо изображали всё, происходящее на избирательных участках в день голосования (это я мягко их задачи пересказываю).

 

На эту тему на вчерашнем заседании говорил представитель ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Олег Реут, в том числе сказав, что осведомлён о готовности сторонников Навального дезинформировать общественность своими  оценками (перед ними поставлена задача любыми способами подтверждать установку на наличие массовых нарушений в день голосования). И странность тут в том, что зная об этой дезинформационной готовности, петрозаводские представители организации «Голос» включают наблюдателей «предвыборного штаба» Навального в корпус своих наблюдателей, предлагая их предвыборным штабам Павла Грудинина (КПРФ) и Ксении Собчак. Картина довольно двусмысленная вырисовывается. У «Голоса» и без того большие проблемы в связи с утратой организацией репутации объективного наблюдателя на выборах, и после этого так рисковать, подсовывая сторонников бойкота президентских выборов тому же предвыборному штабу кандидата в президенты России Павла Грудинина - зачем? Для чего людей с подобной политической установкой заводить официально общественными наблюдателями на избирательные участки? Чтобы полицейские не скучали?

 

Максим Григорьев, напоминая что в целом по стране подготовлено 47 тысяч «псевдонаблюдателей» от «предвыборного штаба» Навального (данные с сайта  Навального), цитирует и размещённое здесь же рабочее задание, поставленное перед ними: «Записывайтесь наблюдателями, чтобы срывать явку». Сказано более чем откровенно. Не исключено, что тем кому это предлагается делать, не знают о существовании в Уголовном кодексе России статьи о наказании за воспрепятствование свободному осуществлению гражданами избирательных прав (ст.141 УК РФ - «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»).

 

Будем надеяться, в Карелии дело до этого не дойдёт. В принципе жители республики законопослушные. А кроме того тут ещё одна форма защиты создана от  дискредитации избирательной кампании. Я имею в виду уже сформированный  корпус общественных наблюдателей, представляющих на президентских выборах  Общественную палату Карелии. В числе гражданских наблюдателей, не повязанных ни деньгами партий, ни зарубежными грантами, в день голосования 18 марта работать будут на избирательны участках в Карелии почти тысяча человек. Это и есть гарантия тому, что случись даже вдруг какая-то провокация - неверную информацию возьмётся распространять кто-то - на каждом (!) участке будут работать представители Общественной палаты Карелии. Они честно расскажут о том, что и где происходило. То есть у людей, кто возможно и думает о рукотворных «нарушениях», не будет возможности остаться незамеченными. Гражданские наблюдатели Общественной палаты Карелии нацелены на жёсткий контроль за работой избиркомов, но они будут свидетелями не только работы членов участковых комиссий, но и полиции, и коллег по общественному наблюдению.

 

Общественная палата Карелии априори исходит из добросовестности всех общественных и партийных наблюдателей и готова сотрудничеству со всеми. У нас общий интерес – проконтролировать законность президентских выборов.

Анатолий Цыганков