Понятие «социальный предприниматель» является новым в России и только начинает нарождаться в Республике Карелия. О возможностях и перспективах развития социального предпринимательства, об опыте создания предприятий, оказывающих социальные услуги, шла речь на секции «Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы», проводимой 27 ноября в рамках Конференции «Малый и средний бизнес Республики Карелия». Организатором секции выступила Общественная палата Республики Карелия.
Модератор секции Наталья Вавилова открыла мероприятие с представления проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который даёт правовую основу развитию социального предпринимательства.
Выступает Наталья Вавилова
Социальное предпринимательство - некоммерческая деятельность или малый бизнес? С такого вопроса начала своё выступление Дарья Осина - представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Этот благотворительный Фонд, созданный российскими учредителями год назад для поддержки социального предпринимательства, играет важную роль в распространении идей и практики социального предпринимательства в России. Дарья Осина рассказала участникам секции, что уже поддержано несколько социально-предпринимательских проектов представителей малого бизнеса и НКО. По словам Д. Осиной: «НКО и малый бизнес – две естественные организационные модели для старта социального предпринимательства. Анализ поданых на конкурс проектов из числа НКО и малого бизнеса показывает недостатки каждой из двух организационных форм. У НКО нередко «проваливается» коммерческая составляющая (слабый бизнес-план, не проработана маркетинговая концепция). У малого бизнеса – противоположный недостаток: недостаточно конкретизированы и проработаны социальные задачи. Имея социальную цель в качестве проекта, предприятия малого бизнеса могут легко с ней расстаться ради прибыльного дела. Что же такое социальное предпринимательство? Это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством», - определение, которое предложила Дарья Осина.
Дарья Осина
Татьяна Бурмистрова - представитель благотворительного Фонда «Reach for Change . Навстречу переменам» поддержала коллегу, сказав, что «основа социального предпринимательства - создание так называемых социальных предприятий – бизнеса, организованного в социальных целях и для создания социального блага. Мы соединяем нестандартный подход некоммерческого сектора с профессионализмом сферы бизнеса и социальной ответственностью общества». Для того, чтобы найти интересные идеи и выбрать из их числа потенциально успешные, «Reach for Change» проводит ежегодный конкурс для начинающих социальных предпринимателей. Победившие в конкурсе становятся участниками специальной программы «Инкубатор» (трёхлетняя программа поддержки социальных предпринимателей на начальном этапе становления). Они получают зарплату, бизнес-консультирование, поддержку партнеров Фонда в сфере бизнеса. Задача Фонда - научить носителя социальной идеи эффективным технологиям социального предпринимательства, чтобы замысел в конечном итоге превратился в бизнес, а социальная идея в социальную услугу.
Татьяна Бурмистрова
«Социальная идея не только должна быть оформлена в социальную услугу, но и должна найти своего потребителя и стать востребованной. А социальный предприниматель должен овладеть умением донести философию социальной услуги до целевой аудитории», - считает Николай Федотов, руководитель компании «Продавай. Ру». Он рассказал, как обучить продавцов социальной услуги технологиям маркетинга и работе с потребителями.
Николай Федотов
В Карелии уже появились первые предприятия малого бизнеса, работающие в сфере социального предпринимательства. О новых моделях социально значимой деятельности рассказали представители предприятий «Тайто», «Елизаветинский центр», «Гармония».
Черепанов Олег Анатольевич ("Гармония")
Тема секции вызвала большой интерес среди участников Конференции. Елена Гнётова, Председатель Комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Карелии, подвела итог работы: «социальное предпринимательство, как новый вид деятельности предприятий малого бизнеса, комбинирует лучшие практики некоммерческого сектора с бизнес технологиями. Социальный предприниматель выполняет социальную и экономическую функцию. А это - помощь государству в решении проблем социального обслуживания населения, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения, наполнение бюджета, что способствует развитию тех территорий, где ведут свою деятельность социальные предприятия».
Елена Гнётова
Развитие социального предпринимательства, как новой формы развития малого бизнеса, требует внимания и поддержки - общий вывод работы секции вошёл в резолюцию Конференции «Малый и средний бизнес Республики Карелия».