Продолжаем размещать ответы на вопросы, поступившие от граждан в ходе Общественных слушаний по теме «Доступность и качество оказания медицинской помощи по итогам реализации Программы модернизации здравоохранения в Республике Карелия».
Ответы предоставлены Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Вопрос:
От гр-на Титаренко (указаны контактные данные)
1. Имеет ли право требовать пациент выписку из истории болезни?
2. Когда перестанут навязывать бахилы?
Ответ:
1. Согласно пункту 5 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
2. В соответствии с санитарно-гигиеническими правилами «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1/3.2.1379-03» в лечебно-профилактических учреждениях должен соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим и осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний.
Право граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь гарантировано Конституцией. Учреждения здравоохранения, в случае требования от посетителей обязательной покупки бахил, препятствуют получению этой безвозмездной помощи.
Вместе с тем, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и поддержание помещений учреждений здравоохранения в чистоте является обязанностью не только самого учреждения, но и посетителей. При посещении поликлиник использование сменной обуви или бахил должно производиться только по желанию пациента и при посещении «режимных кабинетов». При этом администрация медицинской организации должна организовать бесплатное обеспечение пациентов бахилами. Соблюдение санитарных норм и правил в учреждении за счет личных средств граждан недопустимо.
Вопрос:
От Г.Н. Цомаевой (указаны контактные данные и дополнительные сведения)
1. Платный прием проводят те же специалисты, отодвигая пациентов, которые идут бесплатно.
2. Очень сложно попасть на прием к специалисту, даже если стоишь у него на учете. Предлагают стоят в живой очереди с 7-и утра за номерком к окулисту.
3. Лекарства, отпускаемые бесплатно, постоянно меняются на более дешевые. Особенно плохое снабжение в конце года и начале нового. Не все лекарства входят в перечень, приходится покупать.
4. Не обеспечивают глюкометрами и тест-полосками.
Ответ:
1. Разграничение оказания бесплатной медицинской помощи гражданам и платных медицинских услуг (работ) должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». По всем вопросам организации медицинской помощи, в том числе по соблюдению порядка оказания медицинских услуг на платной основе, в учреждении необходимо обращаться к руководителю медицинской организации.
2. Кадровая ситуация в системе здравоохранения Республики Карелия остается сложной: дефицит врачей составляет в среднем 20,8%, среднего медицинского персонала - 26,3%. Сохраняется тенденция к снижению количества медицинских кадров, что обусловлено оттоком медицинских специалистов в другие регионы страны, слабым притоком молодых специалистов, а также выходом опытных медицинских работников на трудовую пенсию.
Вопросы кадрового обеспечения в Республике Карелия являются неотъемлемой частью государственной политики в сфере здравоохранения, медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса. Поскольку значимость совершенствования кадровых ресурсов при развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления, в настоящее время в республике особое значение уделяется развитию кадрового потенциала государственных учреждений здравоохранения республики, обучению и привлечению к работе квалифицированных специалистов, повышению профессионального уровня медицинских работников, мотивации их к повышению качества оказываемой медицинской помощи, уменьшению дефицита медицинских кадров особенно в учреждениях расположенных в муниципальных районах республики.
В Республике Карелия утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2013-2015 годы (далее – Программа). В Программе предусмотрены следующие мероприятия: поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, меры материального стимулирования выпускников образовательных учреждений высшего и среднего медицинского образования для ориентирования их на обучение по особо востребованным специальностям в учреждениях здравоохранения, расположенных в муниципальных районах республики, в том числе дополнительные ежегодные выплаты при трудоустройстве в названные учреждения, выплаты компенсации по коммерческому найму жилья; осуществление целевого обучения по особо востребованным специальностям за счет средств бюджета Республики Карелия с ежемесячной выплатой стипендии в период обучения в интернатуре на основе договора, предусматривающего последующую работу в учреждении не менее 3 лет с момента окончания обучения. Предусмотрены также меры по стимулированию врачей на получение второй специальности.
Анализ дефицита врачебных кадров показал, что наибольший дефицит в амбулаторно-поликлинических учреждениях составляют специалисты: терапевты, педиатры, неврологи, оториноларингологи, психиатры-наркологи, онкологи, дерматовенерологи, офтальмологи, эндокринологи. Дефицит анестезилолгов-реаниматологов, фтизиатров, травматологов-ортопедов, урологов, врачей-инфекционистов, психиатров, гастроэнтерологов отмечается в большинстве стационарных учреждений республики. Кроме того, отмечается высокий дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, судебно-медицинских экспертов.
Недостаточный уровень трудоустройства выпускников, в том числе и направленных по целевому направлению, обусловлен отсутствием заинтересованности молодых специалистов в трудоустройстве, по различным причинам, в том числе, в связи с недостаточным уровнем заработной платы, объемом мер социальной поддержки, включая отсутствие жилья, и как следствие, снижение уровня престижа профессии.
На реализацию в 2013 году мероприятий Программы в законе Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» по Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия учтены ассигнования в общем объеме 10 млн. руб.
В связи с разработкой в республике программы «Развитие здравоохранения в Республике Карелия», мероприятия ведомственной целевой программы на 2014-2015 годы, предусмотренные ранее, будут перенесены в Подпрограмму «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Республики Карелия».
В рамках реализации Подпрограммы запланировано привлечение молодых специалистов в отрасль посредством расширения мер социальной поддержки для молодых специалистов, обеспечения жильем, повышения качества оказания медицинской помощи населению высококвалифицированными медицинскими специалистами, и в результате повышение престижа профессии.
Одновременно с мероприятиями по повышению уровня материальной обеспеченности медицинских работников планируется продолжить просветительскую работу в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения, формирующих основу российского общества, ориентированного на непосредственное участие в обеспечении функционирования и развитии государственного за счет достижения и сохранения постоянно высокого качества своей профессиональной деятельности.
Реализация текущих и запланированных мероприятий позволит поэтапно устранить дефицит медицинских кадров в государственной системе здравоохранения республики и обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи населению Республики Карелия.
3. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусматривающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (далее – программа ОНЛП).
При оказании амбулаторной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов в рамках программы ОНЛП осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утверждённым в установленном порядке стандартам медицинской помощи при различных заболеваниях.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее – Перечень), утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665.
В названный Перечень включены лекарственные препараты по международному непатентованному наименованию (действующему веществу) и классифицированы по фармакотерапевтическим группам, имеющим различные характеристики (анатомический орган или система, терапевтические, фармацевтические, основные химические свойства).
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Министерство) осуществляет закупки лекарственных препаратов по всем группам препаратов в рамках поименованного Перечня, в пределах утверждённого Правительством Российской Федерации финансирования на очередной финансовый год, с учётом заявок медицинских организаций муниципальных районов (городских округов) Республики Карелия на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
Потребность в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения определяется медицинскими организациями с учётом данных «Паспорта врачебного участка». Заявки по программе ОНЛП формируется медицинскими организациями с учётом численности граждан, сохранивших право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, структуры заболеваемости населения, номенклатуры используемых лекарственных препаратов.
Закупки выполняются Министерством в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по международным непатентованным наименованиям. В связи с чем, в аптечные организации могут поступать как оригинальные лекарственные препараты, так и дженерики; как лекарственные препараты отечественных производителей, так и импортных производителей.
Следует отметить, что дженерик – это лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом. То есть лекарственный препарат, имеющий такой же состав действующих веществ, лекарственную форму и эффективность, как и оригинальный препарат, но не обладающий патентной защитой. Необходимым требованием для продажи дженериков является доказанная фармацевтическая, биологическая и терапевтическая эквивалентность с оригиналом.
По данным мониторинга закупок лекарственных препаратов доля импортных товаров в общем объёме закупок составляет 23 % от количества и 59% от стоимости, и, соответственно доля отечественных товаров в общем объёме закупок составляет 77% от количества и 41% от стоимости).
С целью своевременного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, принимая во внимание длительность процедуры закупок (от момента размещения документации на сайте до момента заключения государственного контракта), Министерством заблаговременно, ежегодно в III – IV квартале, формируется сводная заявка по программе ОНЛП, размещается государственный заказ на поставку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения.
Одновременно ежегодно, по результатам корректировки федерального бюджета во втором полугодии, Министерством проводится дополнительная закупка лекарственных препаратов по программе ОНЛП, что позволяет сформировать товарные запасы лекарственных препаратов на начало года.
4. Стандартами медицинской помощи больным инсулинзависимым сахарным диабетом и инсулинонезависимым сахарным диабетом не предусмотрено обеспечение глюкометрами – приборами для измерения уровня глюкозы. И, соответственно, у Министерства отсутствуют основания для закупки глюкометров в рамках программы ОНЛП для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Обеспечение глюкометром возможно через КРОО «Карельское диабетическое общество инвалидов» или Центр «Диабет» ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (далее – Центр «Диабет») при наличии в поименованных организациях глюкометров, предоставленных производителями безвозмездно. В Центре «Диабет» пациентов обучают правилам пользования глюкометром и правильному определению уровня сахара в крови.