Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

В ОП РФ поддержали законопроект, регулирующий правовой статус НКО — исполнителей общественно полезных услуг

10 ноября 2021 г.

 

По информации сайта https://www.oprf.ru/news/kak-usilit-infrastrukturu-podderzhki-sotsialno-orientirovannykh-nko10 ноября в Общественной палате РФ состоялось общественное обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона “Об общественных объединениях”».

Проект федерального закона, в том числе регулирующий правовой статус некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг, был разработан Минэкономразвития России. В его основу легли поручения Президента и Правительства РФ по итогам состоявшегося в конце 2018 года заседания Государственного совета.

 Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных (СО) НКО, рассказала, что среди составляющих законопроекта — распространение на СО НКО мер поддержки, имеющихся у субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствование отчетности НКО, увеличение прозрачности сектора, в том числе за счет создания реестра НКО — получателей бюджетных средств, и многие другие новеллы.

«В рамках наших нулевых чтений, провести которые нам предложило Минэкономразвития, мы не сможем озвучить все предложения, поступившие к нам. Законопроект был разослан многим экспертам, региональным общественным палатам, некоммерческим организациям — мы получили большую палитру мнений. Могу сразу сказать, что большая часть экспертов поддерживает этот законопроект, хотя и находит в нем некие недостатки», — пояснила она.

Актуальность тематики подчеркнула Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, которая предложила, для того чтобы обсуждение законопроекта имело широкий резонанс, создать усилиями Госдумы, Совета Федерации, ОП РФ профильную рабочую группу: «Я не очень большая сторонница разных формализованных историй, но это тот случай, когда наличие рабочей группы при прохождении законопроекта поможет нам не потерять по дороге разные точки зрения».

Также она предложила объявить о состоянии прохождения законодательной инициативы на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, запланированном на декабрь текущего года, — по мнению сенатора, важно изначально заявить, что с принятием закона работа не закончится, поскольку еще будет нужно сформировать нормативно-правовые акты для его реализации.

Перечень нормативных правовых актов, в которые потребуется внести изменения после принятия закона, озвучила Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России. Это постановление Правительства, устанавливающее порядок и условия предоставления субсидий юрлицам в целях предоставления СО НКО микрозаймов, поручительств, независимых гарантий; приказ Минфина России о едином портале бюджетной системы РФ; приказ Минэкономразвития России об утверждении  требований к фондам содействия кредитованию; приказ Минэкономразвития России об утверждении требований о реализации мероприятий, осуществляемых субъектами РФ по предоставлению субсидий на государственную поддержку.

«Все эти ведомственные акты необходимо будет подгрузить в закон», — уточнила она.

Директор Института социально-экономического проектирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Артем Шадрин считает логичным, чтобы порядок ведения информационной системы, отражающей предоставление субсидий СО НКО, возложенный на Минфин, предусматривал согласование с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление поддержки СО НКО. Эксперт подчеркнул, что основная задача закона — сблизить форматы поддержки НКО и предпринимательства, в том числе социального как на федеральном, так и на региональном уровне, что будет содействовать достижению конечной общей задачи — повышению качества и доступности услуг в социальной сфере.

Эксперты единодушно подержали принятие законопроекта, но высказали опасения по поводу потенциальной угрозы действующей инфраструктуре поддержки СО НКО, которая может сократиться в пользу поддержки бизнеса.

Светлана Маковецкая, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани», обратила внимание на необходимость достройки системы поддержки НКО. Она согласилась, что необходимо убрать дублирующие механизмы в тексте закона об общественных объединениях и в тексте закона об НКО, но предупредила, что при этом возникает правовая неопределенность относительно общественных объединений без образования юридического лица — ко второму чтению эту позицию необходимо прояснить, а также усилить положение об отчетности благотворительных организаций.

Кроме того, Светлана Маковецкая обратила внимание, что инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) обладает более сложным и защищенным статусом, чем инфраструктура поддержки СО НКО. По ее мнению, существует риск, что центры поддержки МСП поглотят ресурсные центры поддержки НКО. Чтобы этого не произошло, необходимо в профильном законе о поддержке СО НКО установить норму, указывающую, что такая поддержка осуществляется через организации инфраструктуры поддержки СО НКО.

Ольгу Сидорову, члена Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, беспокоит, что на законодательном уровне федеральные бюджетные средства саккумулированы на поддержку МСП, а инфраструктура поддержки НКО предусматривает средства регионального, муниципального бюджетов и внебюджетное финансирование: «Вряд ли регионы, которые каждый год подпитываются за счет федерального бюджета, начнут оказывать финансовую поддержку, использовать гарантийные фонды, учить, консультировать и т.д. Они сто процентов будут ожидать, когда появится федеральный финансовый ресурс, и начтут выделяться средства на эти мероприятия по поддержке НКО».

Среди предложений экспертов — синхронизация отчетности благотворительных фондов; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о членах этого объединения с обязательным указанием персонального состава организации; распространение мер поддержки по аналогии с МСП на небольшие НКО и т.д.

«Нам важно определить правильность, последовательность действий, прежде чем добиваться, чтобы инфраструктура поддержки МСП получила федеральные деньги, в том числе на поддержку НКО. Сначала внести изменения в закон об НКО, чтобы законодательно закрепить понятие “инфраструктура поддержки СО НКО”, и только потом двигаться в сторону федерального финансирования этой структуры поддержки», — резюмировала Елена Тополева-Солдунова.

В общественном обсуждении приняли участие Председатель Общественной палаты Республики Карелия Любовь Кулакова и ведущий специалист Аппарата Общественной палаты Республики Карелия Наталья Дыбина.