Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

«Роль ТОС-ов в развитии сельских территорий»

5 июня 2019 г.

 

Председатель Общественной палаты Республики Карелия Любовь Кулакова и заместитель Председателя Анатолий Цыганков приняли участие в онлайн-совещании с общественными палатами субъектов Российской Федерации по теме  «Роль ТОС-ов в развитии сельских территорий»

 

В России действуют порядка 30 тысяч территориальных общественных самоуправлений, из них 110 в Карелии

Общественная палата России совместно с Российским союзом сельской молодежи  5 июня 2019 года провели вебинар для общественных активистов, интересующихся деятельностью территориальных общественных самоуправлений (ТОС). Всего в России их в настоящее время насчитывается порядка 30 тысяч, в работе которых участвуют примерно 5,5 тысяч человек. Цифры довольно скромные, если знать, что территориальному общественному самоуправлению, как институту самоорганизации граждан по месту жительства, в этом году будет уже 31 год. Самый первый ТОС создан был в 1988 г. в московском муниципальном округе Братеево. Но как показала дальнейшая практика, локальные организации активных жителей всё же более востребованными оказались в сельских поселениях, чем в городах, хотя и тут их деятельность, конечно, целесообразна. 

По словам председателя Российского союза сельской молодёжи, члена Общественной палаты РФ Юлии Оглоблиной, которая вела вебинар, одно из объяснений слабой востребованности ТОСов — это недостаточная  информированность граждан о самой такой форме общественной самоорганизации. Там где люди получают представление о практической пользе для них от территориальной общественной самоорганизации, они охотнее использует данный институт для развития своих поселений. 

То, что сейчас называется ТОСом — не очень благозвучно на слух звучит — когда-то прежде именовалось в России общиной. ТОС – это действительно сообщество местных жителей (общежительство), в рамках которого люди объединяются ради решения своих территориальных задач, которые могут быть самыми разными, но  чаще всего, по крайней мере, на начальном этапе, касаются жилищно-коммунальных вопросов. Справедливо назвать ТОСы — базовым основанием местного самоуправления. И этого основания сейчас в большинстве поселений России нет. 

Местное самоуправление есть, конечно, но оно, скажем честно, превратилось в служебное продолжение, или даже резче можно сказать — в приложение, к институтам государственной власти. Хотя федеральное законодательство и разграничивает органы государственной власти от местной, устанавливая их конституционное равенство, на самом же деле это не соответствует действительности. Никакого равенства двух государственно-общественных опор власти нет в России, и органы государственной власти давно подчинили себе органы местной власти. Существует лишь декларация равенства. От того первый уровень местной власти в лице сельских депутатов, глав поселений — слаб и полностью зависим от госорганов. И дело тут не только в бюджетной немощи поселений (а это повсеместная беда), но и в нежелании самих людей заняться управлением собственной территорией. Как правильно сказал  заместитель министра национальной и региональной политики Карелии Григорий Фандеев, когда мы с ним эту тему обсуждали, что первая трудность при создании ТОСов – чисто психологическая. Люди не понимают, зачем им это нужно, да и лень им ради общества порадеть (то, что такие усилия и им самим пользу принесут, как-то не сразу в голову приходит). 

Но процесс создания ТОСов в Карелии идёт, хотя и медленно. В 2017 году, когда в республике началось тосовское пробуждение, их насчитывалось одиннадцать. К январю нынешнего года было уже 88, а спустя менее полугода, число доросло до 110. Это при том, что никакого директивного указания со стороны органов власти нет, и рост их идёт естественным путём: кто поняли выгоду от создания ТОСа в своём селе, те и используют институт территориальной самоорганизации. Впрочем, для того чтобы, как говорится, дошло, сотрудникам министерства национальной и региональной плитке приходится «попотеть», проводя многочисленные семинары, учёбы, консультации для  жителей поселений и руководителей местной власти, объясняя почему стоит заняться территориальным самоуправлением.  

Главный аргумент – это выгодно самим местным жителям. Выгодно объединиться в ТОСы. Появляется возможность решать проблемы своего населённого пункта, используя для этого дополнительный финансовый ресурс, который можно получить  из регионального бюджета. Тут надо оговориться – можно. Потому что ТОС требуется сначала создать, а потом ещё и убедительно составить свою заявку, чтобы   по итогам конкурса деньги бюджетные получить на реализацию проекта.     

В 2018 году представлено на конкурс было 43 проекта, рассказывает заместитель Министра национальной и региональной политики Республики Карелия Григорий Фандеев, в число победителей из них вышли 16 проектов из одиннадцати муниципалитетов. В 2019 году уже 72 проекта участвовали в конкурсном отборе. А проигравших не оказалось, потому как было решено выделить из бюджета дополнительные средства на гранты, и сумма с 7,5 млн.рублей выросла до 10,8 миллионов. За три прошедших года, с 2017 года конкурсы для ТОСов действуют, сумма финансирования проектов выросла более чем в три раза (начинали с 3,5 млн. руб.). 

Но это не просто «раздача» бюджетных денег. Это своего рода финансовый инструмент стимулирующий и общественную самоорганизацию, и пробуждающий в людях чувство солидарности (землячества). Согласно правилам, чтобы выиграть конкурс нужно не только убедительный грант написать, но и свои деньги – пусть и небольшие – в общее дело вложить. В прошлом году выдавали победителям по 300 тысяч на проекты (это был взнос республиканского бюджета). Хотите эти деньги получить? Тогда сами профинансируйте свой проект на 10 процентов, собственные 30 тысяч рублей вскладчину внесите в общий бюджет проекта. Сумма небольшая, но сбор денег сплачивает людей и корректирует цели ТОСа на будущее. 

Причём тут важна одна психологическая деталь: из 30 тысяч народных рублей 60 процентов это должны быть обязательно деньги самих жителей и лишь 40 процентов разрешается привлечь деньги спонсоров. Каждый житель должен вложиться своим рублём в дело обустройства поселения. Такая коллективная включённость в общее дело формирует совершенно новую общественную атмосферу в населённом пункте, когда появляется общее имущество, и все сразу понимают – это наше, и начинают беречь общее. Так формируется социальный коллектив, умеющий собой управлять и приучающийся к партнёрскому диалогу с органами государственной и муниципальной власти. Таким образом, неожиданно приобретает смысл конституционная норма, что источником власти является народ. 

Судя по статистике, далеко не все жители Карелии это понимают. Ещё раз напомним, в республике в данный момент действуют 110 ТОСов. Если считать, что в каждом из них по 30-40 человек состоят (членства как такового нет), рассуждает Григорий Фандеев, то выходит, что от 3 до 4,5 тысяч граждан участвуют в работе ТОСов, называя этих людей уникальными. «Они придумывают проекты. Скидываются деньгами. Сами организуют всю работу, — поясняет он свою мысль об уникальности активистов ТОСа, завершая фразой: «Надо таких людей ценить и помогать им».  

Теперь пару слов скажем о деньгах, которые выигрывают ТОСы. На какой банковский счёт они поступают, кто и как ими распоряжается? Тут два варианта возможны. Если территориальные сообщества не имеют юридической регистрации (таких в Карелии 108 будет), то целевые деньги поступают на счета местных администраций, которые становятся операторами-распорядителями денег ТОСа и вместе с ними отчитываются о  расходовании средств перед грантодателем (правительством Карелии). Это удобно для инициаторов проектов, поскольку финансово-административная ответственность за использование денег ложится на поселенческую власть, при общественном контроле. Люди делают дело и не погружаются в непростую бухгалтерскую отчётность. 

В тех случаях, когда ТОС регистрируются как юридическое лицо, приобретая статус некоммерческой общественной организации, он открывает свой банковский счёт для участия в проектах. Соответственно, организаторы такого ТОСа полностью сами за всё и отвечают. Это главное объяснение, почему подавляющее большинство ТОСов не «рвутся» приобретать юрлицо. Оно им не нужно, оправданно пугая будущей отчётностью и возможными проблемами взаимоотношений с налоговыми органами, с управлением Минюста. 

Кстати, во время вебинара, организованного Общественной палатой РФ 05.06.2019, данная тема возникала при обсуждении проблем функционирования ТОСов. Федеральное законодательство «впихнуло» их в группу НКО, чем затормозило развитие территориального общественного самоуправления (прозвучало такое мнение). Из 30 тысяч ТОСов действующих в России юридическое лицо создали лишь 2,5 тысячи (всего около 9 процентов). И выступавшие утверждали, что в рамках действующего законодательства пользы для ТОСов от их юридической регистрации нет никакой. 

Особенность Карелии, по крайней мере, так считает замминистра национальной и региональной политики Григорий Фандеев, в том, что в республике реализуются две программы, направленные на стимулирование  гражданской активности жителей поселений. Об одной мы уже рассказали — это грантовая поддержка ТОСов. Но кроме того граждане, участвующие в работе ТОСов,  имеют возможность включаться в конкурсы, организуемые в рамках республиканской Программы поддержки местных инициатив, также заявляясь на них со своими проектами и выигрывая гранты. В прошлом году на это из бюджета Карелии выделялось 50 миллионов рублей, в нынешнем — уже 60 миллионов, а начинали в 2014 г. с 8 миллионов, напоминает Фандеев. Если прежде максимальный размер одного гранта не превышал 500 тысяч рублей, то сейчас его увеличили до одного миллиона. В 2019 году 80 проектов получили поддержку (на конкурс было подано 95 заявок). Грантовые конкурсы на поощрение деятельности ТОСов и на поддержку местных инициатив отчасти похожи, но их различает то, что первый не только проблемы решает, но ещё и сельскую общину формирует. 

В этом году, осенью, состоится конкурс на лучший ТОС Карелии, оцениваться будут разные стороны их деятельности, всего предусмотрены пять номинаций. Действующим ТОСам имеет смысл заявиться на конкурс, пусть если и не победить, то рассказать о своей общественно полезной деятельности, кого-то своим примером вдохновив на развитие тосовского движения в республике. 

Когда-то сельские и городские общины именовались в России миром. Красиво звучит. Может надо вернуть в практику это понятие? 

                                                                                                                                     автор Анатолий Цыганков                                                                                                                                           

Вебинар можно посмотреть по ссылке https://www.oprf.ru/press/conference/4197