Более 146 тысяч общественных наблюдателей работали 18 марта в день президентских выборов на избирательных участках в стране. Эти люди представляли федеральную и региональные Общественные палаты России.
Механизм общественного наблюдения в его нынешнем варианте, когда в процесс контроля за выборами вовлекались широкие слои населения, применялся впервые. До этого в роли наблюдателей выступали представители политических партий и их кандидатов, но собственно гражданского наблюдения не было. В закон о выборах президента России внесены были поправки, вводившие в избирательный процесс новый субъект наблюдения – гражданина. Для того чтобы человеку получить статус общественного наблюдателя ему требовалось обратиться в Общественные палаты субъектов Федерации, которые формировали местные корпусы наблюдателей. В результате такого набора в стране сформировался огромный отряд волонтёров числом в 146 тысяч, в день голосования безвозмездно следившие за законностью избирательного процесса.
Президентские выборы завершены и по общему мнению участников недавней избирательной кампании (кандидатов в президенты и их сотрудников штабов), политических экспертов, международных наблюдателей, наконец самих избирателей прошли президентские выборы честно, прозрачно и с минимальным количеством нарушений. Причём на все обнаруживаемые нарушения следовала мгновенная реакция избирательных комиссий. По информации ЦИК РФ, уже возбуждено несколько уголовных дел в отношении лиц, допустивших нарушение закона. В Карелии среди членов участковых и территориальных избирательных комиссий не было ни одного человека, который бы покусился на законность выборов. По общему мнению экспертов, президентская избирательная кампания прошла в республике без нарушений, а возникавшие недоразумения, куда же без них, оперативно решались Центризбиркомом Карелии.
Общественная палата республики направила на выборы 992 наблюдателя, которые в день голосования работали на 464 избирательных участках. Абсолютно все люди заслуживают доброго слова.
В несколько месяцев сформированный по стране многотысячный корпус наблюдателей требует теперь ответа: что делать с этой армией общественников, сказать всем спасибо и забыть о них? Или, имея в виду их опыт, заранее подумать о следующих избирательных баталиях? Суждения на сей счёт разные, но даже если допустить, что правильным было бы оставить наблюдателей, кто пожелает того, в рабочем строю, то федеральное законодательство не предусматривает деятельность общественных наблюдателей на иных, кроме президентского, уровнях избирательных кампаний. Сам институт общественного наблюдения вписан только в закон о президентских выборах. О чём шёл разговор на Форуме общественных наблюдателей в Москве и в результате обмена мнениями возникла инициатива обратиться в Госдуму и в Совет федерации с предложением о внесении изменений в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» (ФЗ-67), которые бы дали право наблюдателям от Общественных палат субъектов Федерации направлять на региональные и местные выборы своих наблюдателей.
Надо сказать, что ближайшие выборы в органы власти пройдут в России уже в сентябре. В частности, в Карелии предстоит масштабная избирательная кампания в органы местного самоуправления. А в целом в России в единый день голосования в сентябре избиратели будут выбирать губернаторов и депутатов региональных парламентов в 30 субъектах Федерации. Чтобы успеть до сентябрьских выборов создать законодательные условия для формирования корпуса общественных наблюдателей, участники которого стали бы работать на региональном уровне, нужно успеть до 9 июня узаконить их статус.
Участники Московского Форума общественных наблюдателей России, представлявшие 68 регионов страны, поддержали инициативу. Правда, нужно сильно постараться, и прежде всего законодателям, чтобы уже в первых числах июня поправки вступили в законную силу. ( http://politika-karelia.ru/?p=37394 )
Анатолий Цыганков