В России с нынешнего учебного года, с сентября 2020 г., введено обязательное горячее бесплатное питание для школьников младших классов. Это означает, что порядка 30 тысяч детей, обучающихся в школах республики, получают бесплатные, горячие завтраки или обеды. На организацию питания выделены огромные бюджетные средства. В 2021 году примерно 330 миллионов рублей направляются по этой статье бюджетных расходов (в этой сумме 13 млн руб. – это деньги регионального бюджета и ещё 3 млн рублей перечислят муниципалитеты). Согласитесь, большие деньги. И очень важно, чтобы они рационально и с пользой для здоровья детей использованы были.
Собственно, потому Общественная палата Карелии и взялась за то, чтобы проконтролировать ситуацию, лишний раз привлекая внимание родителей и органов власти к теме школьного питания. С этой целью член Общественной палаты РК Геннадий Мазов системно, начиная с октября 2020 г., объезжает школы республики (уже в 29 школах заглянул на кухни, в меню, на месте вникнув в ситуацию, а где-то и в проблемы) и его отчёты я публикую на своей странице «ВКонтакте» (как и на любых других информационных ресурсах; кому интересна тема, обращайтесь, поделюсь информацией).
Среди вопросов, которые возникают по ходу мониторинга, и такой появился: почему в каких-то случаях, предприятия общественного питания, кому руководство школ отдаёт на аутсорсинг организацию бесплатных, горячих обедов для школьников, продукты питания закупают не в Карелии – скажем, молоко, сметану, картофель, морковь, капусту и тому подобные, – а предпочитают везти всё это из соседних регионов, порой очень далёких. Например, из Краснодарского края, как то обнаружилось в школах Сегежи (https://vk.com/id61826351?w=wall61826351_4635/all).
С одной стороны, всё вроде бы понятно. Это же рынок. Кто лучшие условия предложит, тот и конкурсы выигрывает. Но недоумение от этого не проходит. Почему республиканские предприятия, производящие продукты питания, не могут стать пусть не единственными, но основными поставщиками продукции на школьный стол? Эту тему мы обсуждали с министром образования Карелии Романом Голубевым в конце декабря прошлого года. И он тогда, объяснив объективные условия, ограничивающие при закупках, сказал, что министерство изучает опыт Вологодской области, где сумели – пусть и через судебные тяжбы – сделать так, что предпочтение стали отдавать в области производителям продукции, имевшим марку «Сделано в Вологодской области» (http://politika-karelia.ru/?p=49659).
С момента нашего разговора с министром прошло больше месяца и вот сегодня пресс-служба Министерства образования Карелии распространила пресс-релиз, в котором сообщает, что школы Карелии при организации бесплатного питания закупают продукты более чем у 30 местных производителей. В прошлом году приобретено было почти две тысячи тон продукции у карельских компаний. Покупали молоко, мясо, овощи, рыба, фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия. Процитирую текст пресс-релиза:
«Прионежский, Сортавальский, Питкярантский, Олонецкий и Пряжинский районы республики поставляют до 56% от всего объёма мясной продукции от компаний, которые производят товар в Карелии. К примеру, в 2020/2021 учебном году школы приобрели более 17 тонн мясной продукции у местных производителей. Ещё два муниципальных образования, Лоухский и Медвежьегорский районы, организовали до 100% поставок мяса птицы в образовательные учреждения от местных птицефабрик. Практически все районы республики покупают молочную продукцию, хлеб и хлебобулочные изделия у карельских фирм-производителей. … Общий объём поставок молока и хлеба местного производства составил в 2020 году 1294 и 586,4 тонн соответственно. Кроме того, школы шести районов республики приобретают у местных компаний овощи и фрукты. Продукцию производят «Олонец-Агро», «Кареловощторг Плюс» и ряд индивидуальных предпринимателей. Всего в прошлом году было поставлено более 72 тонн овощей и фруктов. Лоухский район и Костомукшский городской округ поставили в свои школы 2,6 тонн рыбы».
И все в выигрыше. Школьные столовые получают продукцию от местных производителей, которые понимают, что их же дети этими продуктами питаются. Моральная ответственность производителей перед потребителями (детьми) - немаловажный фактор в деловом сотрудничестве школ и предприятий. Последние получают новые заказы и что важно - устойчивые, потому как деньги бюджетные. И есть надежда, что дети растут здоровыми. Собственно, ради этой цели всё и делается.