Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Организаторы президентской избирательной кампании в Карелии подвели предварительные результаты выборов

15 марта 2018 г.

Сразу уточним, что подводятся не итоги голосования, а лишь хода избирательной кампании, причём самые предварительные оценки высказываются, что называется, по горячим следам. До дня голосования ещё два дня, так что не станем торопиться с обобщениями. Участникам дискуссионного клуба Общественной палаты «Диалог всех со всеми» предложено было обсудить особенности нынешней президентской избирательной кампании, её напряжённость, сравнить агитационные кампании кандидатов в президенты и рассмотреть чем федеральная предвыборная повестка отличалась от региональной (о Карелии речь). Для участия в разговоре приглашены были доверенные лица кандидатов в президенты России, представители предвыборных штабов и региональных парторганизаций, члены Общественной палаты Карелии, политические эксперты и вообще все кто желал - пришли, двери для всех были открыты. 

 

Сначала политические эксперты дали свои оценки избирательной кампании, трое нас было - Александр Ильин, Олег Реут и автор этой статьи (Анатолий Цыганков), потом своё видение  ситуации представил председатель Центризбиркома Карелии Алексей Бахилин,  затем доверенные лица поделились впечатлениями от кампании, что называется изнутри имея возможность её оценить, следом региональные партийные руководители дополнили картину событий последнего месяца, после чего слово предоставлялось всем желающим. Благодаря тому, что регламент был весьма жёстким, всех заранее об этом предупредили, то многие и выступить успели. Мы в этой публикации расскажем лишь о некоторых эпизодах заседания дискуссионного клуба.

 

Начнём со страхов, точнее сказать, узнаем чего более всего опасаются предвыборные штабы кандидатов в президенты? Как призналась Наталья Захарчук, представляющая кандидата Павла Грудинина (КПРФ), у неё и её коллег по штабу нет доверия к подсчёту голосов в Карелии. Она благоразумно не стала говорить на тему возможной кражи победы у Грудинина (уровень притязаний нельзя превращать в анекдот), но всё же высказала сомнение в честности предстоящего подсчёта голосов. Больше всего её смущает тот факт, что подсчитывать результаты будут комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБов), а поскольку, сказала она, применяться они эти будут почти на 75% участках Карелии, то и результаты голосования могут оказаться искажёнными. Она не обвиняла избиркомы в готовности совершить уголовные преступления (а говорила именно об этом – о возможных махинациях на избирательных участках при подсчёте голосов избирателей, что имеет свою квалификацию в Уголовном кодексе России), но само подозрение озвучила.

 

Председатель ЦИК Карелии Алексей Бахилин удивился подобному допущению, напомнив, что как раз КОИБы позволяют максимально избежать влияния «человеческого фактора» (ошибок) на подсчёт голосов. Он привёл пример, когда в одну из недавних избирательных кампаний проигравший кандидат, не поверив автоматизированному подсчёту, настояла на ручном пересчёте и была вынуждена в итоге признать, что напрасно заподозрила и машины (комплексы), и людей с ними работающими. Совпадение результатов ручного и машинного счёта было стопроцентным. И засвидетельствовав данный факт, Бахилин дал понять, что Захарчук уверенно говорит о том, в чём не очень хорошо разобралась, срезав её одной лишь цифрой: в Карелии, напомнил Бахилин, лишь 18% избирательных участков будут обеспечены КОИБами. И по интонации его было ясно, что лично он сожалеет, что так мало.

 

На утверждение о возможности фальсификаций при подсчёте голосов обратил внимание и Анатолий Воронин, являющийся доверенным лицом кандидата в президенты В. Путина, который не без скрытой иронии произнёс, что выборы де ещё не состоялись, а кто-то уже объявляет их результаты сфальсифицированными. Полушутя довершив, что же, мол, будет тогда 19 марта, когда итоги голосования станут известными?

 

Не согласился он и с утверждением Н. Захарчук, что в отношении кандидата Грудинина развязана какая-то грязная информационная кампания. Все факты, попавшие в прессу, касающиеся зарубежных счетов долларового миллионера Грудинина, информация о принадлежащих ему золотых слитках, хранящихся в швейцарском банке, о принадлежащих ему, основному акционеру предприятия ЗАО «Совхоз им. Ленина», землях в Подмосковье, о двусмысленной путанице с зарубежными счетами (когда он фактически обманывал избирателей, утверждая, что не имеет счетов за рубежом), как и ещё ряд фактов, дурно характеризующих кандидата в президенты от КПРФ, свидетельствуют не о чьей-то информационной («чернушной) борьбе с  кандидатом Грудининым, сказал А Воронин, а только о неудачном выборе компартией кандидата в президенты.

 

Согласимся с Анатолием Ворониным, П. Грудинин - полный антипод той идеологии, которую заявляет КПРФ. Грудинин - олигарх (крупный землевладелец). Грудинин - долларовый миллионер, причём прячущий свои деньги за рубежом (этим и вызвана путаница с его Австрийскими и Швейцарскими банковскими счетами, когда он вынуждено то и дело менял объяснения, отчитываясь перед ЦИКом России). Грудинин – бизнесмен, воспользовавшийся «чубайсовской приватизацией» и заполучивший отличный актив в личную собственность - подмосковную землю, которая теперь кормит его и его семью. Каждый перечисленный факт (именно факт) вопит, что КПРФ чудовищно ошиблась с подбором кандидата. Но, войдя в избирательную кампанию с бизнесменом Грудининым, исправить что-либо было уже невозможно, потому и возникла тема «очернения» коммунистического кандидата Грудинина. Ложью пытаются побивать правду. И делается это, конечно, не по наивности, а от безысходности. Отмалчиваться нельзя, поскольку тогда все коммунисты отвернутся от «коммунистического кандидата» .

 

А потери КПРФ уже несёт, считает член другой коммунистической партии «Рот-фронт» Александр Степанов, по мнению которого, поход буржуа Грудинина от КПРФ  в президенты следует назвать иезуитским ударом по левому движению в России. Грудинин своей персоной дискредитирует коммунистов, а шире говоря, все левые политически силы, убеждён А. Степанов. Он думает, что «заказчиком» такой подрывной работы против коммунистов может выступать партия власти, которой выгодно дискредитировать левое движение, прекрасно понимая, что только его представители способны быть настоящей оппозицией политической команде Путина. Потому запутавшегося в своих зарубежных счетах Грудинина и с выборов не стали снимать (другого за подобное нарушение точно бы удалили), дав возможность КПРФ дойти до финиша кампании, до конца опозориться.

 

Любопытную полемику участников дискуссионного клуба вызвала тема электоральной «ценности» Карелии для кандидатов в президенты России. Эксперт Олег Реут, характеризуя избирательную кампанию, протекавшую на территории Карелии, обратил внимание на то, что ни один из кандидатов в президенты России не добрался до Карелии, объяснив это малой электоральной привлекательностью республики для предвыборных штабов, организующих кампанию. Он имел в виду то, что в общей массе избирателей России, которых у нас 108 миллионов 968 тысяч 869 человек (это 100%), на Карелию приходится всего 0,5% «электорального веса» (527 тысяч 885 человек, или 0,48%).

 

Против подобной механистической логики выступила член Общественной палаты Карелии Любовь Кулакова, настаивавшая на том, что само по себе согласие с подобной системой аргументации о «ценности региона», а правильнее сказать его «электоральной никчёмности», дискредитирует и эксперта, и предвыборные штабы, и кандидатов. Понятно, что последние сами для себя прокладывают пути агитационных маршрутов, руководствуясь своими задачами, но это не значит, что они пренебрежительно относятся к тому или иному региону. По мнению Кулаковой, если даже сами политики и эксперты в Карелии, столь пренебрежительны к своим избирателям, то говорить о повышении гражданской активности людей будет сложно. И она права.

 

К слову сказать, немало в Российской Федерации регионов, где численность избирателей даже меньше чем в Карелии, приведём несколько примеров, указываем их «вес» на электоральной карте России: Адыгея (0,3%), Калмыкия и Тыва (по 0,2%), Республика Алтай (0,1%), Чукотский и Ненецкий округа (по 0,03%). Понятно, что основной массив избирателей проживает в столичных центрах, то же самое можно сказать и о малолюдных районах Карелии по отношению к столице республики Петрозаводску. 40 процентов избирателей Карелии проживают в Петрозаводске. Но можно ли говорить о «малой ценности» голосов избирателей Калевальского (1,3%) или Муезерского районов (2%)? Ответ очевиден: нет. 

 

Голос каждого избирателя важен, почему собственно и федеральное законодательство думцы приспособили под голосующего человека, введя систему голосования по месту нахождения, а не регистрации (прописки), как то раньше было. На нынешних президентских выборах можно было сообщить место, где человек желает проголосовать и ему такое право предоставлялось. По информации А. Бахилина, в целом в России насчитывается 5 млн 600 тысяч мобильных избирателей, в Карелии таких оказалось более 21 тысячи человек, и это много, подчеркнул он, напомнив, что во время прошлогодней губернаторской кампании голосовавших по месту нахождения (пребывания) зафиксировано было 2300 человек. Правда, тогда впервые опыт подобного голосования опробовали.

 

А заметили ли избиратели президентскую предвыборную кампанию? Вопрос об эффективности агитационных усилий кандидатов в президенты несколько раз возникал по ходу заседания. Во-первых, преимущественно критически все отозвались об организации телевизионных дебатов. Как сказал доверенное лицо кандидата в президенты Бабурина Михаил Мрыхин, дебатов не было, доверенным лицам предоставлялась возможность в течении трёх с чем-то минут выступить на заданную тему. С ним согласился А. Воронин, сказав, что надо переформатировать теледебаты, но засомневался, что кто-то даст под них многочасовые передачи, да и будут ли они востребованы  избирателями? – задался он вопросом. Во-вторых, не много было и печатной агитационной продукции (газет, буклетов, листовок), заметил Воронин, сказав, что лично он за всё время избирательной кампании обнаружил в своём почтовом ящике только одну агитационную газету (от Явлинского). Остальные предпочли, видимо, не тратить деньги на данный вид рекламной продукции, предположил он. К слову сказать, эксперты обратили внимание на то, что на финальной стадии предвыборной гонки избирательный фонд кандидата Г. Явлинского вдруг пополнел на 45%, деньги поступали, как правило, от мало кому известных некоммерческих общественных организаций с непрозрачной историей (это оценка федеральных экспертов).

 

Агитационная работа велась преимущественно на федеральном уровне, потому  говорить, что в Карелии у кого-то из кандидатов было замечено хоть какое-то региональное разнообразие - не приходится. Федеральные теледебаты привлекали  общественное внимание, формируя представление о кандидатах в президенты. Для людей не погружённых в политику, известны были не более четырёх фамилий: Путин, Жириновский, Явлинский и Собчак. Первые трое потому что имеют за плечами большое личное политическое прошлое, последняя - в силу прежней журналисткой скандальности. За время кампании информационно пробился к избирателям ещё Грудинин, потому что он кандидат от КПРФ (а это одна из ведущих  парламентских партий в России) и потому что все выборы бултыхался в  скандальных историях (был на слуху).

 

Представитель кандидата Б. Титова Юрий Романченко, объясняя феномен малой узнаваемости кандидатов, и не соглашаясь, что они аутсайдеры предвыборной гонки, заявил, а чего, мол, вы хотите, если власть двадцать лет вытаптывает поле, уничтожая потенциальных конкурентов, то откуда полноценной состязательности взяться? После чего из зала прозвучало предположение, что настоящая конкуренция возникнет в 2024 году, к следующему избирательному президентскому циклу, когда полностью обновится партийно-политическое руководство в стране. В. Путин не сможет избираться в пятый раз (для него нынешний – последний), партийные вожди в силу их возраста тоже покинут к тому времени руководство (Г. Зюганов/КПРФ; В. Жириновский/ЛДЛПР). И мерцающая  смена кадров естественным образом создаст новую конкурентную среду в российской политике. 

 

А до этого срока страной будет руководить человек с хорошо известной всем фамилией. Это, кажется, была единственная позиция, против которой никто из участников дискуссионного клуба не возражал.

 

Следующее заседание клуба Общественной палаты Карелии состоится после дня голосования, подведём итоги избирательной кампании. Приглашаем всех желающих, о дате сообщим отдельно.

Анатолий Цыганков