16 ноября члены Общественной палаты Республики Карелия, представители некоммерческих объединений, представители органов исполнительной власти, лидеры общественного мнения обсудили законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Открыла круглый стол Секретарь Общественной палаты Карелии Наталья Вавилова. Она проинформировала участников мероприятия о том, что «этот законопроект разработан Общественной палатой России по поручению Президента России. К разработке данного законопроекта привлекался большой круг экспертов. Были разные форматы обсуждений законопроекта: в российской и региональных общественных палатах, слушания в Счётной палате, общероссийская научная конференция.
В ходе дискуссий законопроект претерпел множество изменений, только поправки заняли 120 страниц. Многие из них были учтены. Считаю, что данный законопроект позволит шаг за шагом двигаться к цивилизованному контролю общества за деятельностью власти».
Выступает Наталья Вавилова
С приветственным словом к собравшимся обратился Виктор Красножон, И.о. Председателя Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями.
Виктор Красножон
Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты РК Елена Гнётова представила данный законопроект. «Предпосылки появления документа таковы, что в настоящее время в Российской Федерации действует много нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих общественный контроль. Анализ этих документов показывает - ни в одном из них не определено понятие общественного контроля, субъекты правоотношений наделены разными по содержанию и объему правами и обязанностями, не урегулированы механизмы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, не установлена ответственность за противодействие законной деятельности по осуществлению общественного контроля. Законопроект «Об основах общественного контроля в РФ» как раз призван стать новым структурообразующим законом, позволяющим установить единые принципы и стандарты организации общественного контроля».
Елена Гнётова о законопроекте
Далее она подробно проанализировала каждую статью законопроекта, рассказав о предложенных в законе формах и механизмах контроля, о правах и обязанностях субъектов и объектов контроля, об ответственности должностных лиц за воспрепятствование общественному контролю. В конце выступления Елена Гнётова подвела итог, сказав, что «документ содержит ряд новаций. Например, в нём впервые в России предусмотрена формулировка «общественные интересы», а также введено понятие «конфликт интересов». Законопроект может рассматриваться как своеобразный кодекс по общественному контролю. На его основе планируется разработать целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов и поправок в действующее законодательство. Принятие этого законопроекта может повлечь ряд положительных последствий. В социальной сфере – рост гражданской активности за счёт вовлечения большого количества граждан в институты общественного контроля. В экономической сфере – оптимизация бюджетных расходов за счёт сокращения государственного аппарата и ликвидации излишних структур с контрольно-надзорными функциями».
После презентации законопроекта выступил Глеб Яровой - кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений ПетрГУ, Исполнительный директор АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека», который познакомил присутствующих с анализом деятельности общественно-консультативных структур на северо-западе России. Он выразил уверенность в том, что законопроект необходим, но с оговорками, что этот документ является лишь основой для последующих изменений существующего законодательства, так как законопроект даёт определения, но не предлагает конкретные механизмы осуществления контроля.
Замечания озвучивает Глеб Яровой
Концепция законопроекта, в целом поддержанная участниками круглого стола, тем не менее, вызвала оживленную дискуссию.
Сергей Авишев, Ассоциация деловых кругов Карелии:
- Хотелось бы, чтобы этот законопроект стал инструментом, который обеспечит максимальную открытость государства для гражданского участия.
Мнение высказывает Сергей Авишев
Галина Степанова, НКФ «Новое образование»:
- Важно, чтобы результаты контроля были доведены до сведения общественности, также необходимо ввести нормы ответственности за неисполнение требований общественных контролёров.
Предложения в законопроект озвучивает Галина Степанова
Денис Сергеев, Председатель благотворительного Фонда социальной поддержки материнства рождения:
- В проекте указаны только принципы взаимодействия субъектов общественного контроля с общественными объединениями, муниципальными и государственными органами, но не прописан конкретный механизм взаимодействия. Предлагаю конкретизировать механизм взаимодействия субъектов общественного контроля, а также ввести понятие «общественный контролёр» или «общественный инспектор».
Выступает Денис Сергеев
Николай Оськин, Генеральный директор НП «Карельский ресурсный Центр общественных организаций»:
-Закон, дающий право гражданам и общественным объединениям участвовать в принятии решений и осуществлять общественный контроль над деятельностью власти, безусловно, необходим. В советское время был такой механизм общественного контроля, как «народный контроль. Может быть, стоит рассмотреть возврат к формам «народного контроля», адаптировав их под реалии сегодняшнего дня. В законопроекте одним из субъектов общественного контроля выступают «общественные советы», считаю это правильным. Вместе с тем, уверен в том, что общественные советы не должны формироваться самими министерствами и ведомствами. Обсуждение кандидатов в члены советов должно проходить гласно, с участием широкого круга общественности.
Николай Оськин (в центре)
Галина Григорьева:
- Минус законопроекта в том, что он не дает полномочий общественным контролерам, ни к чему не обязывает чиновников. Также считаю, что любой гражданин должен иметь возможность подключиться к процедуре общественной экспертизы, независимо от его компетенций.
Галина Григорьева высказывает критические замечания
Елена Аксентьева, Председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты Карелии:
- Чтобы общественный контроль осуществлялся эффективно, нужно создать группу контролеров, отобрать этих кандидатов, обучить. Предлагаю добавить в законопроект пункт об обучении контролёров и наделении их полномочиями только после прохождения учёбы.
Елена Аксентьева
Алексей Макаров, член Общественной палаты Карелии:
- Я считаю, что Интернет, электронные площадки - эффективный способ включения людей в деятельность по общественному контролю. Но, разумеется, необходимо разработать положение, касающееся работы данной электронной площадки, нужны финансовые средства на создание такого ресурса и ответственные за данный ресурс.
Выступает Алексей Макаров
Александр Титов, Председатель Комиссии по науке Общественной палаты РК, подводя итоги круглого стола, выразил общее мнение о том, что общественный контроль общества над деятельностью власти необходим. Общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля. Законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» представляет документ, регламентирующий отношения в сфере общественного контроля. Он направлен на реализацию положений статьи 32 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан Российской Федерации на управление делами государства, и позволит консолидировать общество за счёт широкого вовлечения граждан в процессы принятия, исполнения и корректирования управленческих решений органов власти.