Второй день семинара «Социальное предпринимательство» носил практический характер. На занятиях разбирали успешные практики социального предпринимательства в Российской Федерации, опыт Фонда «Наше будущее», учились разработке бизнес – планов социального предприятия (СП).
Ведущий семинара Владимир Якимец рассказал о различных моделях социальных предприятий, целях их создания, миссии и задачах, которые решают социальные предприятия, о целевых аудиториях и благоприобретателях СП.
Участники семинара узнали о формах социальных предприятий, направленности деятельности по целевым группам; познакомились с правовым регулированием и возможными формами налогообложения СП, схемами поддержки со стороны власти.
Владимир Якимец
Слушатели
Затем слушатели, разделившись на группы, обсуждали различные идеи проекта социального предприятия.
Работа в группах
В игровой форме представители НКО разбирали и доказывали уникальность своих бизнес-идей и возможность их коммерциализации. На вопрос «Какую пользу обществу может принести дальнейшее активное развитие социального предпринимательства?» участники семинара отвечали:
- Социальные предприниматели занимаются созданием доступных детских садов, развивающих центров, трудоустройством и обслуживанием людей с ограниченными возможностями, возрождением народных промыслов и ремесел, социальной адаптацией выпускников детских домов, социальным обслуживанием пожилых людей.
- У социальных предпринимателей, в отличие от бизнесменов, которые ведут чисто коммерческую деятельность, извлечение собственной выгоды является вторичной задачей.
- Социальные предприниматели, решая конкретную социальную проблему, ищут эффективные решения, которые связаны с новыми способами использования ресурсов общества и экономики.
- СП создают доступные и ориентированные на потребности клиентов социальные продукты и услуги.
- Социальные предприятия берут на себя часть задач государства по решению или смягчению социальных проблем и, в то же время, в отличие от некоммерческого сектора, являются самоокупаемыми организациями.
Обсуждение в группах
Все участники семинара были едины в одном - государство не может решить все социальные проблемы общества; некоммерческие социально ориентированные организации, чья миссия - помогать смягчить социальные проблемы общества, зависят от пожертвований и грантов, не способны осуществлять длительные программы, ориентированные на системные изменения.
Развитие социального предпринимательства - путь для расширения социального воздействия, вовлечение большого количества граждан в полезную для общества деятельность, а также - возможность трудоустройства тех людей, которые не могут найти работу, или не имеют возможности трудиться полный рабочий день.
Выступления представителей группы
Сейчас «социальное предпринимательство» регулирует лишь один нормативный акт – Приказ № 220 Министерства экономического развития РФ. Однако, этот документ не дает чёткого определения, что такое СП. Для становления и развития социального предпринимательства необходимо принятие в РФ закона о социальном предпринимательстве.