25 декабря 2018 года Общественная палата Республики Карелия совместно с Общественной палатой Российской Федерации провела круглый стол «Обсуждение подходов к разработке методики Общественной экспертизы реформы образования». Мероприятие прошло на площадке «Точка кипения - Петрозаводск».
В работе круглого стола приняли участие член комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, главный научный сотрудник отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН, член-корреспондент Российской академии наук Александр Титов, начальник отдела организационного обеспечения деятельности Общественной палаты Российской Федерации Наталья Абалихина, председатель Общественной палаты Республики Карелия Любовь Кулакова, председатель комиссии по вопросам образования и науки Общественной Палаты Республики Карелия профессор ПетрГУ Мария Питухина, помощник члена Общественной Палаты РК председатель Общественного Совета НСОК при Министерстве образования Республики Карелия Ольга Поташева, старший научный сотрудник Центра инноваций и экспертизы в образовании государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Карелия «Карельский институт развития образования» Елена Антошко, руководитель методического объединения профессиональных образовательных организаций Республики Карелия Марина Белова, заместитель начальника Президентского кадетского училища по инновационным образовательным технологиям Заслуженный учитель Республики Карелия эксперт в сфере образования Елена Герасимова, член президиума Совета молодых педагогов Республики Карелия учитель истории и обществознания школы № 6 г. Петрозаводска председатель первичной профсоюзной организации Андрей Поверенный, сотрудники Карельского института развития образования и многие заинтересованные представители регионального педагогического, экспертного и научного сообществ.
Главной темой круглого стола стало обсуждение основ методики Общественной экспертизы Общественной палаты РФ в соответствии с законом об общественном контроле. Общественная экспертиза будет направлена на оценку результатов реформы российского образования за последние 20 лет в масштабе страны, выявление системных проблем в сфере образования, на поиск ключевых управленческих решений, рекомендуемых профессиональным сообществом экспертов органам исполнительной и законодательной власти для эффективного развития системы образования в России.
Обсуждались такие ключевые для системы российского образования вопросы, как ЕГЭ, Болонская система, PISA тесты ОЭСР, особенности современной подготовки учителей, внедрение компетентностного подхода, отток молодежи из регионов, в том числе Арктики и Дальнего Востока.
Среди обсуждаемых ключевых направлений реформы образования эксперты выделили ряд проблем, таких как:
- отсутствие системности в управлении сферой образования на разных уровнях федеральном, региональном и, особенно, на уровне муниципального управления;
- отсутствие единства в целеполагании развития системы образования;
- кризис подсистемы подготовки и повышения квалификации педагогов, развития их творческого потенциала;
- низкий уровень эффективности использования инструментов экспертизы и контроля,
- отсутствие процесса подготовки и обучения экспертов и мн. др.
Подводя итоги дискуссии, участники круглого стола высказали ряд рекомендаций и предложений по актуализации реформы образования. Данные предложения касались совершенствования профориентационной системы, поиска возможностей перенять передовой опыт в сфере образования и подготовки кадров, как пример, в приграничной Финляндии.
В рамках подведения итогов работы круглого стола, эксперты сошлись во мнении, что Общественная экспертиза реформы российского образования должна быть проведена с целью выработки конструктивных предложений стратегического развития системы российского образования, а не стать еще одним контрольно-надзорным инструментом, проверяющим образовательные организации. Очень важно, что такая дискуссия началась в региональных профессиональных сообществах, работа экспертов совместно с Общественной палатой Российской Федерации будет продолжена в 2019 году.