6 апреля 2017 года в Общественной палате Российской Федерации планируется проведение общественной экспертизы проекта федерального закона № 60052–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ» (далее – законопроект).
Законопроект внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Правительством Российской Федерации (далее – автор законодательной инициативы) 20 декабря 2016 года.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 апреля 2016 года № ДМ–П9–24пр и поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 21 апреля 2016 года № РД–П4–2402 в целях устранения возникшей правовой неопределенности в регулировании правоотношений, связанных с определением полномочий федеральных органов исполнительной власти в данной сфере, а также формальным характером имеющихся инструментов государственного контроля.
Действующий в настоящее время в соответствии со статьями 7 – 10 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151–ФЗ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» порядок предусматривает возможность создания аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований, в том числе по решению руководства организаций, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных служб и формирований.
По мнению автора законодательной инициативы, указанные обстоятельства сужают возможности гарантированной высококвалифицированной помощи работникам горнодобывающих предприятий. Социально–экономические последствия предлагаемых изменений направлены на обеспечение безопасности работ, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.
В законопроекте предлагается установить особый порядок создания профессиональных аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы. Предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации исключительными полномочиями по созданию таких служб и форматирований. Соответствующие решения Правительства Российской Федерации будут приниматься по представлениям федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, в сферу деятельности которых входят организации, эксплуатирующие объекты ведения горных работ.
Также в соответствии с положениями законопроекта предусмотрена передача территориальным органам МЧС России полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию создания в организациях профессиональных аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований, а также координации деятельности всех таких служб и формирований на территориях субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в законопроекте предлагается ввести понятия видов аварийно–спасательных работ.
Просим Вас принять участие в общественной экспертизе законопроекта и выразить Ваше мнение по законопроекту, в том числе в контексте следующих вопросов:
1. На Ваш взгляд, позволят ли предлагаемые в законопроекте меры устранить проблему правовой неопределенности в регулировании полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере горноспасательного обслуживания и расширить возможность получения гарантированной высококвалифицированной помощи работниками горнодобывающих предприятий.
1.1. Если Вы считаете, что предлагаемые меры будут способствовать обеспечению гарантированной высококвалифицированной помощи работникам горнодобывающих предприятий, пожалуйста, аргументируйте свою точку зрения.
1.2. Если Вы считаете, что предлагаемые меры не будут содействовать обеспечению гарантированной высококвалифицированной помощи работникам горнодобывающих предприятий, приведите, пожалуйста, обоснование своей позиции.
2. Оцените, пожалуйста, обоснованность доводов разработчиков законопроекта о том, что развитие негосударственных горноспасательных формирований носит стихийный характер и создает предпосылки для формального отношения к обеспечению безопасности на ряде предприятий горнодобывающей отрасли.
3. Оцените, пожалуйста, объективную необходимость и целесообразность наделения Правительства Российской Федерации исключительными полномочиями по созданию профессиональных горноспасательных служб. Пожалуйста, поясните свою точку зрения.
4. Оцените, пожалуйста, целесообразность введения единых требований к количественным и качественным параметрам аварийно–спасательных служб (формирований).
5. По Вашему мнению, каковы возможные социально–экономические последствия централизации управления деятельностью аварийно–спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание.
6. По Вашему мнению, каким образом введение в действие положений законопроекта отразится на сложившемся рынке горноспасательного обслуживания, в том числе на деятельности ныне функционирующих негосударственных аварийно–спасательных служб (формирований).
7. На Ваш взгляд, каковы возможные последствия введения в действие положений законопроекта для горнодобывающих предприятий (в том числе финансово–экономические).
8. Существует ли необходимость введения дополнительных правовых мер по совершенствованию нормативно–правового регулирования в части совершенствования деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.
9. Охарактеризуйте, пожалуйста, качество проработки законопроекта:
9.1. Имеются ли в законопроекте правовые пробелы, т.е. вопросы, понятия и процедуры, требующие урегулирования, но не получившие своего отражения в законопроекте.
Если Вы считаете, что в законопроекте содержатся правовые пробелы, пожалуйста, обоснуйте свою точку зрения и укажите, какие именно.
9.2. Все ли введенные понятия и процедуры четко определены. Пожалуйста, обоснуйте свою точку зрения.
9.3. Является ли представленная редакция законопроекта достаточной для регулирования соответствующих правоотношений. Пожалуйста, обоснуйте свою точку зрения.
9.4. Не приведет ли принятие законопроекта к возникновению правовых пробелов и коллизий в регулировании соответствующих правоотношений.
Пожалуйста, обоснуйте свою точку зрения.
10. Содержатся ли в законопроекте коррупциогенные факторы.
Если Вы считаете, что в законопроекте содержатся коррупциогенные факторы, пожалуйста, обоснуйте, свою точку зрения и укажите, какие именно.
Также просим Вас направить иные предложения и замечания к законопроекту, не охваченные предлагаемыми выше вопросами (до конца марта 2017 года) по адресу электронной почты: E.Orlova@oprf.ru.
В случае возникновения у Вас желания принять участие в общественной экспертизе просим Вас сообщить соответствующую информацию по электронной почте: O.Chelnokova@oprf.ru (контактное лицо – Челнокова Оксана Владимировна). Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Текст законопроекта - на 10 л. в 1 экз.
Пояснительная записка и иные материалы к законопроекту - на 11 л. в 1 экз.