Версия для слабовидящих
Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Сельская школа Карелии в Национальном проекте «Образование»: без развития экономики села у сельских малочисленных школ нет будущего

13 июня 2019 г.

 

13 июня 2019 года в Общественной палате Республики Карелия состоялись Общественные слушания «Сельская школа в Карелии: сохранить нельзя закрыть». Обращение Комиссии Общественной палаты Республики Карелия по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов вызвано общественным резонансом, социальной напряженностью в обществе и ростом публикаций в СМИ и интернет-изданиях о закрытии сельских школ Карелии, среди них - петиция против закрытия Нюхотской сельской школы Беломорского района, набравшая более 60 тыс .просмотров в сети Интернет и подписей жителей, видеообращение  учеников Святозерской сельской школы Пряжинского района к Главе Республики Карелия и еще более 10 публикаций по данной теме.

В общественных слушаниях приняли участие более 20 человек, среди них - представители законодательной и исполнительной власти Карелии, детский омбудсмен, специалисты муниципальных образований и учреждений образования, НКО и общественных объединений в сфере образования, педагогическая общественность, СМИ, жители.

В приветственном слове Председателя Общественной палаты Карелии Любови Михайловны Кулаковой была обозначена важность тематики слушаний для социального развития села. Участникам слушаний была представлена информация в виде презентации Зинаиды Борисовны  Ефловой, заведующей лабораторией теории и практики развития сельской школы, доцента кафедры теории и методики  начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ по теме «Современная образовательная ситуация в сельской местности Российской федерации и Республики Карелия». Модератор слушаний, руководитель Комиссии Общественной палаты Республики Карелия по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов  Валентина Петровна Лапичкова, обозначила тематику и вопросы для обсуждения: сельская школа в  России и Карелии: статистика сети,  обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, кадров; сельская школа в контексте законодательства и Национального проекта «Образование»;  основные модели организации образования на селе в России и Карелии; сельские территории в Национальных проектах России. Программа «Земский учитель» - миф или реальность; основные проблемы сельской школы Карелии: демографические, экономические, структурные, педагогические; взгляд населения, органов власти, НКО, родителей, общественности  на проблемы оптимизации сельской школы Карелии.

Статистика образовательной ситуации в сельской местности Карелии вполне коррелируется с такой статистикой России: в России около 70% школ в сельской местности от общего их количества, обучается в них около 30% от общего числа учашихся и работает около 40% педагогов от их общего числа. В Карелии соответственно эта статистика такова: около 50% школ, около 30% обучающихся и около 50% педагогов. Данные статистики образовательной ситуации в сельской местности Карелии подтверждают, что проблемы сельской школы – это проблемы значительного количества школ Карелии и их игнорирование может иметь социальные последствия для населения сел Карелии

В ходе слушаний были рассмотрены вопросы реализации Национального проекта «Образование» и места в нем сельских школ, практического применения законодательства об образовании, вклада Ассоциации сельских школ Карелии в развитие образования на селе. По информации, предоставленной Натальей Дмитриевной Волковой, заместителем Министра образования Карелия, и Огневым Михаилом Владимировичем, начальником отдела Министерства образования Карелии, на реализацию мероприятий национального проекта «Образование» в Карелии  из бюджета Российской Федерации будет выделено 2,6 млрд. руб. Планируется построить новую школу в селе Деревянное, в 23 сельских школах будет обновлена база для занятий физкультурой и спортом, все школы будут подключены к высокоскоростному  интернет, будут созданы центры цифрового и гуманитарного профилей, началась проработка программы «Земский учитель» (более подробная информация на сайте министерства http://minedu.karelia.pro/documents/2/all). Но ответа на вопрос о том, сколько средств будет выделено на сельские школы, не было получено. 

«Сельские территории в условиях новых вызовов и региональной повестки пространственного развития» - такова тематика выступления Александры Борисовны Ершовой, заместителя Министра национальной и региональной политики Республики Карелия. В выступлении были обозначены возможности конкурсов и проектов по развитию сельской территории. Среди них - поддержка ТОСов, ориентированных на развитие села, программы поддержки местных инициатив, конкурсы грантов для НКО.

Татьяна Павловна Сеппянен, канд.пед. наук, член Ассоциации сельских школ Республики Карелия, член КРОО "Дом карельского языка", специалист Этнокультурного центра Пряжинского национального муниципального района, в выступлении «Сельская школа в Карелии: опыт, традиции и перспективы развития» осветила деятельность Ассоциации сельских школ Республики Карелия. Особое внимание в выступлении было уделено выполнению предложенных, высказанных на Дне сельской школы Карелии 8 февраля 2019 г. в присутствии представителей Общественной палаты Республики Карелии, Министерства образования Карелии, педагогической общественности и направленных в Правительство Республики Карелии, Законодательное собрание Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, отделы образования администраций муниципальных районов. Основные предложения о необходимости провести комплексный анализ образовательной ситуации в Карелии; о внесении изменений в методику расчета субвенции на образование, в том числе выделить норматив на финансирование дошкольных малочисленных групп, затрат на подвозы детей; о льготах на селе и программе «Земский учитель», программах «Мобильный учитель» и «Дистанционное обучение»; о разрушении методических служб; о терминологии в отношении сельских и малокомплектных школ. Ни от одной из организаций, которым были адресованы предложении, Ассоциация сельских школ Республики Карелия ответа не получила.

         Уполномоченный по правам ребенка Карелии Геннадий Александрович Сараев обозначил позицию действий в интересах ребенка при решении вопросов сельских школ. Также он отметил, что отставание или отсутствие достоверной доступной актуальной информации о предложениях муниципальных и республиканских органов власти об оптимизации сельских школ, нарушение базовых принципов коммуникации власти и общества и практическое аргументированное обсуждение проблем сельских территорий, перспектив экономического развития села породили всплеск обращений по проблемам сельских школ. Национальный проект «Образование», по мнению детского омбутсмена, создает уникальные условия для создания условий развития образования на селе в интересах ребенка и качества образования. Предложил продолжить разговор о развитии образования на селе и пригласить Министерство экономического развитии и промышленности Карелии, Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии.

Заместитель Председателя Общественной палаты Республики Карелия Анатолий Михайлович Цыганков в выступлении отметил, что беспокойство о семье и детях, из образование, экономическое развитие сел Карелии – взаимосвязанные темы. Если есть экономическое развитие села - сельская школа будет жить, если нет перспектив развития села - сельская школа не спасет село (см. подробнее информацию http://politika-karelia.ru/?p=44120).

Ответственный секретарь  Карельского республиканского отделения  Национальной родительской ассоциации Елена Анатольевна Антошко поддержала мнение Анатолия Цыганкова и Геннадия Сараева о взаимосвязи развития сельской территории и сельской школы и также поддержала продолжить обсуждение с участием специалистов министерства экономики.

Заместитель Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района Елена Владимировна Илюкович в выступлении отметила, что в 2019 году район получит на национальному проекту «Образование» более 9 млн.руб. Согласилась с общим мнением, что сельская школа не может быть градообразующим предприятием и без развития экономики села у сельской малокомплектной школы впереди большие испытания.

 

Участники слушаний  по итогам обсуждения  рекомендуют:

 

Общественной палате Республики Карелия:

-подготовить и провести выездное заседание круглого стола «Национальный проект «Образование» в Пряжинском районе,

-продолжить обсуждение развития сельских школ Карелии и пригласить к участию Министерство экономического развитии и промышленности РК, Министерство сельского и рыбного хозяйства РК,

-продолжить мониторинг общественного мнения по проблемам оптимизации сельских школ.

 

Законодательному собранию Республики Карелия:

- рассмотреть предложения  Ассоциации сельских школ Карелии от 8 февраля 2019 года и подготовить официальный ответ,

 

Министерству образования Республики Карелия:

-принять участие в подготовке и проведении выездного заседания круглого стола «Национальный проект «Образование» в Пряжинском районе,  

-рассмотреть предложения  Ассоциации сельских школ Карелии от 8 февраля 2019года и подготовить официальный ответ,

-обсудить вопросы развития сельских школ Карелии в рамках «Национального проекта «Образование» в рамках отдельной секции Августовской конференции 2019 года,

-подготовить информацию по финансированию сельских школ за счет средств «Национального проекта «Образование» и направить в Общественную палату Республики Карелия,

-рассмотреть перспективы внедрения программы «Земский учитель» и довести по педагогической общественности,

-продолжить  мониторинг общественного мнения по проблемам оптимизации сельских школ  и оперативно реагировать на вопросы, вызывающие общественную напряженность в связи с проблемами сельских школ.

 

Ассоциации сельских школ Карелии:

-продолжить мониторинг общественного мнения по проблемам оптимизации сельских школ.

 

Статья об Общественных слушаниях заместителя Председателя ОП РК А.Цыганкова по ссылке

http://politika-karelia.ru/?p=44120