Версия для слабовидящих
Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре. Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Круглый стол на тему: «Строительство жилья в рассрочку: правовые риски граждан»

16 июня 2016 г.

15 июня 2016 года Общественная палата Республики Карелия провела круглый стол на тему: «Строительство жилья в рассрочку: правовые риски граждан»

Данному мероприятию предшествовала большая подготовительная работа, в  процессе которой на совместных заседаниях рабочей группы, куда входили помимо членов Общественной палаты РК представители Прокуратуры, Министерства строительства РК, Росреестра по РК, юристы и адвокаты, были определены темы выступлений, сформулированы предложения, включённые в ПРОЕКТ рекомендаций для обсуждения на круглом столе. Кроме того, Управлением Росреестра по Республике Карелия была подготовлена информация «Долевое участие в строительстве – способ минимизировать риски при покупке квартиры в строящемся доме», которая была распространена в ходе кругло стола. (раздаточные материалы во вложениях ниже)  

Общественной палатой Карелии не ставилась задача найти универсальный способ разрешения конфликтной ситуации. Мероприятие было организовано с целью:

  • доведения до жителей Карелии информации о правовых рисках, с которыми они могут столкнуться, покупая жилье в рассрочку,
  • дать рекомендации, на какие пункты договоров обращать внимание,
  • рассказать о правоприменительной практике в Карелии,
  • а также о том, что нужно помнить о законах рынка и, что низкая цена за квадратный метр уже должна насторожить покупателя.

    Эти очевидные правила не соблюдаются гражданами и они ставят свои подписи под документами, а потом спустя год – два, пункты договоров начинают «работать» на практике, и люди остаются полностью беззащитными перед застройщиками, и перед судами, которые отказываются кабальные сделки расторгать.

    Инициатива мероприятия исходила от граждан, которые при покупке жилья в Петрозаводске столкнулись с различными схемами, в том числе мошенническими, в результате чего либо оказались в финансовой кабале у фирм-застройщиков, либо вовсе лишились единственной квартиры, потеряв способность выплачивать заемные средства.

    В работе круглого стола приняли участие: председатель Комиссии по вопросам гражданского общества Общественной палаты Республики Карелия Елена Сергеевна Пальцева – ведущая, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Елена Николаевна Легкая, старший помощник прокурора  г. Петрозаводска Елена Владимировна Егорова, начальник отдела государственных программ, ипотеки и долевого строительства жилья Министерства строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия Светлана Андреевна Агаркова, юристы, заинтересованные граждане. В обсуждении вопросов приняли участие более 70 участников.

    В ходе дискуссии выяснилось, что попавшие в сложную правовую ситуацию граждане не могут найти поддержки ни в органах государственной власти, ни в правоохранительных органах, ни в судах, напротив, приведенные факты и примеры свидетельствуют о том, что фирмы-застройщики уходят от ответственности даже при очевидном нарушении законодательства. Например, из квартир, приобретатели которых утратили возможность выплачивать взносы, вместе с родителями выселяются несовершеннолетние дети, а суды не принимают ходатайства об участии в процессах органов опеки.

     По итогам двухчасового обсуждения с целью минимизации правовых рисков граждан при строительстве жилья в рассрочку (путем участия в долевом строительство, в жилищных и жилищно-строительных кооперативах), Общественная палата Республики Карелия разработала рекомендации, которыми  предлагает внести в действующее законодательство следующие дополнения и изменения:

    1. Внести изменения в ст.110 Жилищного кодекса РФ, предусмотрев, что члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, количество квартир в котором составляет не более четырех.

    2. С целью усиления контроля по привлечению средств граждан в долевом строительстве (в рамках ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») предусмотреть финансирование долевого строительства через федеральную целевую программу. Эта инициатива позволит дополнительно контролировать застройщиков в рамках ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    3. Статью 5 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дополнить нормой следующего содержания:

    В денежном обязательстве участника долевого строительства может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

    В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на дату заключения договора и не может быть изменена в большую сторону, в том числе по соглашению сторон договора.

    4. Статью 489 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 9 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» дополнить нормами следующего содержания:

    В случае приобретения недвижимого имущества по договору, предусматривающему рассрочку платежа, в договоре подлежит обязательному выделению рыночная стоимость имущества на дату заключения договора и проценты за предоставление рассрочки платежа. Отсутствие в договоре таковых условий означает не достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, такой  договор является незаключенным.

    Недвижимое имущество, заложенное в обеспечение исполнения соответствующего обязательства, подлежит обязательной оценке независимым оценщиком с целью установления  рыночной стоимости (денежной оценки) этого недвижимого имущества на дату заключения соответствующего договора, предусматривающего залог такового имущества.

    Данные рекомендации будут направлены:

    1. Уполномоченному по правам человека Российской Федерации;

    2. В Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

    3. В Общественную палату Российской Федерации;

    4. В Законодательное Собрание Республики Карелия.