Версия для слабовидящих
Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Общественный контроль обсуждают общественники

17 ноября 2012 г.

16 ноября члены Общественной палаты Республики Карелия, представители  некоммерческих объединений, представители органов исполнительной власти, лидеры общественного мнения обсудили законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Открыла  круглый стол   Секретарь Общественной палаты Карелии Наталья Вавилова. Она проинформировала участников мероприятия о том, что  «этот законопроект разработан Общественной палатой России  по поручению Президента России. К разработке данного законопроекта привлекался большой круг экспертов.  Были разные форматы обсуждений законопроекта: в российской и региональных общественных палатах,  слушания в Счётной палате, общероссийская научная конференция.

В ходе дискуссий  законопроект претерпел множество изменений, только поправки  заняли 120 страниц.  Многие из них были учтены. Считаю, что данный законопроект  позволит шаг за шагом двигаться к цивилизованному контролю общества за деятельностью власти».

Выступает Наталья Вавилова

С приветственным словом к собравшимся обратился Виктор Красножон, И.о. Председателя Государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями.

Виктор Красножон

Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты РК Елена Гнётова представила данный законопроект. «Предпосылки появления документа таковы, что  в настоящее время в Российской Федерации действует много нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих общественный контроль.  Анализ этих документов показывает - ни в одном из них не определено понятие общественного контроля, субъекты правоотношений наделены разными по содержанию и объему правами и обязанностями, не урегулированы механизмы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, не установлена ответственность за противодействие законной деятельности по осуществлению общественного контроля. Законопроект «Об основах общественного контроля в РФ» как раз призван стать новым структурообразующим законом,  позволяющим установить единые принципы и стандарты организации  общественного контроля».

Елена Гнётова о законопроекте

Далее она  подробно проанализировала каждую статью законопроекта, рассказав о предложенных в законе  формах и механизмах контроля, о правах и обязанностях субъектов и объектов контроля, об  ответственности должностных лиц за воспрепятствование общественному контролю. В конце выступления Елена Гнётова подвела итог, сказав, что «документ содержит  ряд новаций. Например, в нём впервые в России предусмотрена формулировка «общественные интересы», а также введено понятие «конфликт интересов». Законопроект  может рассматриваться как своеобразный кодекс по общественному  контролю. На его основе планируется  разработать целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов и поправок в действующее законодательство. Принятие этого законопроекта может повлечь ряд положительных последствий. В социальной сфере – рост гражданской активности за счёт вовлечения большого количества граждан в  институты общественного контроля. В  экономической сфере – оптимизация бюджетных расходов за счёт сокращения государственного аппарата и ликвидации излишних структур с контрольно-надзорными функциями».

После презентации законопроекта выступил  Глеб Яровой - кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений ПетрГУ, Исполнительный директор АНО «Центр публичной политики, гражданского образования и прав человека», который познакомил присутствующих с  анализом деятельности общественно-консультативных структур на северо-западе России. Он выразил уверенность в том, что законопроект необходим, но с оговорками, что этот документ является лишь основой для последующих изменений существующего законодательства, так как законопроект даёт определения, но не предлагает конкретные механизмы осуществления контроля.

Замечания озвучивает Глеб Яровой

Концепция законопроекта, в целом поддержанная участниками круглого стола, тем не менее, вызвала оживленную дискуссию.
Сергей Авишев, Ассоциация деловых кругов Карелии:
 - Хотелось бы, чтобы этот законопроект стал инструментом, который  обеспечит максимальную открытость государства для гражданского участия.

 

Мнение высказывает Сергей Авишев 

Галина Степанова, НКФ  «Новое образование»:
  - Важно, чтобы результаты контроля были доведены до сведения общественности, также необходимо ввести нормы ответственности за неисполнение требований общественных контролёров.

 

Предложения в законопроект озвучивает Галина Степанова

Денис Сергеев, Председатель благотворительного Фонда социальной поддержки материнства рождения:
- В проекте указаны только принципы  взаимодействия субъектов общественного контроля с общественными объединениями, муниципальными и государственными органами, но не прописан конкретный механизм взаимодействия. Предлагаю конкретизировать механизм взаимодействия субъектов общественного контроля, а также ввести понятие «общественный  контролёр» или «общественный инспектор».

 

Выступает Денис Сергеев

Николай Оськин, Генеральный директор НП «Карельский ресурсный Центр общественных организаций»:
-Закон, дающий право гражданам и общественным объединениям участвовать в принятии решений и осуществлять общественный контроль над деятельностью власти, безусловно, необходим.  В советское время был такой механизм общественного контроля, как «народный контроль. Может быть, стоит рассмотреть возврат к формам «народного контроля», адаптировав их под реалии сегодняшнего дня. В законопроекте одним из субъектов общественного контроля выступают  «общественные советы», считаю это правильным. Вместе с тем, уверен в том, что  общественные советы не должны формироваться самими министерствами и ведомствами. Обсуждение кандидатов в члены советов должно проходить гласно, с участием широкого круга общественности.

Николай Оськин (в центре)

Галина Григорьева:
- Минус законопроекта в том, что он не дает полномочий общественным контролерам, ни к чему не обязывает чиновников. Также считаю, что любой  гражданин должен иметь возможность подключиться к процедуре общественной экспертизы, независимо от его компетенций.

Галина Григорьева высказывает критические замечания

Елена Аксентьева, Председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты Карелии:
- Чтобы общественный контроль осуществлялся эффективно, нужно  создать группу контролеров, отобрать этих кандидатов, обучить. Предлагаю добавить в законопроект пункт об обучении контролёров и наделении их полномочиями только после прохождения учёбы.

 

Елена Аксентьева

Алексей Макаров, член Общественной палаты Карелии:  
- Я считаю, что Интернет, электронные площадки -  эффективный способ включения людей в деятельность по общественному контролю. Но, разумеется, необходимо разработать положение, касающееся работы данной электронной площадки, нужны финансовые средства на создание такого ресурса и ответственные за данный ресурс.

Выступает Алексей Макаров

Александр Титов, Председатель Комиссии по науке Общественной палаты РК, подводя итоги круглого стола,  выразил общее мнение о том, что общественный контроль общества над деятельностью власти необходим. Общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля.  Законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» представляет документ, регламентирующий отношения в сфере общественного контроля. Он направлен на реализацию положений статьи 32 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан Российской Федерации на управление делами государства, и  позволит консолидировать общество за счёт широкого вовлечения граждан в процессы принятия, исполнения и корректирования управленческих решений органов власти.