Версия для слабовидящих
Анонсы
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Отвечаем на вопросы граждан (3 часть)

17 июня 2013 г.

Завершаем размещать ответы на вопросы, поступившие от граждан в письменном виде на Общественных слушаниях по теме «Доступность и качество оказания медицинской помощи по итогам реализации Программы модернизации здравоохранения в Республике Карелия».

Комиссия по вопросам здравоохранения, формирования здорового образа жизни и охраны окружающей среды Общественной палаты Республики Карелия, являясь организатором вышеназванного мероприятия, благодарит Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия за предоставленные ответы.

Для удобства ответов на вопросы по данному обращению, мы пронумеровали абзацы. Ряд вопросов по своему содержанию совпадают с вопросами из обращений от других граждан. В этой связи ответ может повториться.

          Вопросы:
От  Н.М. Левшаковой (указаны контактные данные)
1. Недостаточное количество узких специалистов в поликлиниках  районов Карелии, таких как эндокринолог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, ЛОР, терапевт с соответствующим образованием (на ставках терапевтов работают фельдшера).
2. Высокая стоимость лекарственных препаратов.
3. Недостаточный список лекарственных средств, предоставляемых по бесплатным рецептам, в конце года отсутствие лекарственных средств, предоставляемых бесплатно.
4. Из-за нехватки специалистов в поликлиниках в районах Карелии существуют сложности при прохождении комиссии для получения Индивидуальной программы реабилитации, что ведет к ограничению количества инвалидов, получающих технические средства реабилитации.
5. Недоработка в создании электронной очереди: при получении номерка через электронную приемную в случае отсутствия врача в день приема пациенты об этом не информируются.
6. Сложности в получении инвалидами по зрению номерков к узким специалистам. 
7. Планируется ли в рамках доступности пользователей персональных компьютеров из числа слепых и людей, страдающих дальтонизмом, использование звуковых сигналов для определения наличия талонов на прием к врачу, в настоящее время обозначенных только цветом (красный, желтый, зеленый)?

          Ответы:
     По п. 1, 4 и 6. Кадровая ситуация в системе здравоохранения Республики Карелия остается сложной: дефицит врачей составляет в среднем 20,8%, среднего медицинского персонала - 26,3%. Сохраняется тенденция к снижению количества медицинских кадров, что обусловлено оттоком медицинских специалистов в другие регионы страны, слабым притоком молодых специалистов, а также выходом опытных медицинских работников на трудовую пенсию.
     Вопросы кадрового обеспечения в Республике Карелия являются неотъемлемой частью государственной политики в сфере здравоохранения, медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса. Поскольку значимость совершенствования кадровых ресурсов при развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления, в настоящее время в республике особое значение уделяется развитию кадрового потенциала государственных учреждений здравоохранения республики, обучению и привлечению к работе квалифицированных специалистов, повышению профессионального уровня медицинских работников, мотивации их к повышению качества оказываемой медицинской помощи, уменьшению дефицита медицинских кадров особенно в учреждениях расположенных в муниципальных районах республики.
     В Республике Карелия утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение государственной системы здравоохранения Республики Карелия медицинскими кадрами» на 2013-2015 годы (далее – Программа). В Программе предусмотрены следующие мероприятия: поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, меры материального стимулирования выпускников образовательных учреждений высшего и среднего медицинского образования для ориентирования их на обучение по особо востребованным специальностям в учреждениях здравоохранения, расположенных в муниципальных районах республики, в том числе дополнительные ежегодные выплаты при трудоустройстве в названные учреждения, выплаты компенсации по коммерческому найму жилья; осуществление целевого обучения по особо востребованным специальностям за счет средств бюджета Республики Карелия с ежемесячной выплатой стипендии в период обучения в интернатуре на основе договора, предусматривающего последующую работу в учреждении не менее 3 лет с момента окончания обучения. Предусмотрены также меры по стимулированию врачей на получение второй специальности.
     Анализ дефицита врачебных кадров показал, что наибольший дефицит в амбулаторно-поликлинических учреждениях составляют специалисты: терапевты, педиатры, неврологи, оториноларингологи, психиатры-наркологи, онкологи, дерматовенерологи, офтальмологи, эндокринологи. Дефицит анестезилолгов-реаниматологов, фтизиатров, травматологов-ортопедов, урологов, врачей-инфекционистов, психиатров, гастроэнтерологов отмечается в большинстве стационарных учреждений республики. Кроме того, отмечается высокий дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, судебно-медицинских экспертов.
     Недостаточный уровень трудоустройства выпускников, в том числе и направленных по целевому направлению, обусловлен отсутствием заинтересованности молодых специалистов в трудоустройстве, по различным причинам, в том числе, в связи с недостаточным уровнем заработной платы, объемом мер социальной поддержки, включая отсутствие жилья, и как следствие, снижение уровня престижа профессии.
      На реализацию в 2013 году мероприятий Программы в законе Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» по Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия учтены ассигнования в общем объеме 10 млн. руб.
     В связи с разработкой в республике программы «Развитие здравоохранения в Республике Карелия», мероприятия ведомственной целевой программы на 2014-2015 годы, предусмотренные ранее, будут перенесены в Подпрограмму «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Республики Карелия».  
     В рамках реализации Подпрограммы запланировано привлечение молодых специалистов в отрасль посредством расширения   мер социальной поддержки для молодых специалистов, обеспечения жильем, повышения качества оказания медицинской помощи населению высококвалифицированными медицинскими специалистами, и в результате повышение престижа профессии.
     Одновременно с мероприятиями по повышению уровня материальной обеспеченности медицинских работников планируется продолжить просветительскую работу в сфере позиционирования высокого социального статуса работников здравоохранения, формирующих основу российского общества, ориентированного на непосредственное участие в обеспечении функционирования и развитии государственного за счет достижения и сохранения постоянно высокого качества своей профессиональной деятельности.
     Реализация текущих и запланированных мероприятий позволит поэтапно устранить дефицит медицинских кадров в государственной системе здравоохранения республики и обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи населению Республики Карелия.

      По п. 2 и 3. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусматривающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (далее – программа ОНЛП).
     При оказании амбулаторной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов в рамках программы ОНЛП осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утверждённым в установленном порядке стандартам медицинской помощи при различных заболеваниях.
     Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее – Перечень), утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665.
     В названный Перечень включены лекарственные препараты по международному непатентованному наименованию (действующему веществу) и классифицированы по фармакотерапевтическим группам, имеющим различные характеристики (анатомический орган или система, терапевтические, фармацевтические, основные химические свойства).
      Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее – Министерство) осуществляет закупки лекарственных препаратов по всем группам препаратов в рамках поименованного Перечня, в пределах утверждённого Правительством Российской Федерации финансирования на очередной финансовый год, с учётом заявок  медицинских организаций муниципальных районов (городских округов) Республики Карелия на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения.
     Потребность  в  лекарственных  препаратах, изделиях медицинского назначения  определяется  медицинскими организациями  с  учётом  данных  «Паспорта  врачебного  участка». Заявки по программе ОНЛП формируется медицинскими организациями с учётом численности граждан,  сохранивших  право  на  получение государственной  социальной  помощи  в  виде  набора  социальных услуг, структуры заболеваемости населения, номенклатуры используемых  лекарственных  препаратов. 
     Закупки выполняются Министерством в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по международным непатентованным наименованиям. В связи с чем, в аптечные организации могут поступать как оригинальные лекарственные препараты, так и дженерики; как лекарственные препараты отечественных производителей, так и импортных производителей.
     Следует отметить, что дженерик – это лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом. То есть лекарственный препарат, имеющий такой же состав действующих веществ, лекарственную форму и эффективность, как и оригинальный препарат, но не обладающий патентной защитой. Необходимым требованием для продажи дженериков является доказанная фармацевтическая, биологическая и терапевтическая эквивалентность с оригиналом.
    По данным мониторинга закупок лекарственных препаратов доля импортных товаров в общем объёме закупок составляет 23 % от количества и 59% от стоимости, и, соответственно доля отечественных товаров в общем объёме закупок составляет 77% от количества и 41% от стоимости).
     С целью своевременного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, принимая во внимание  длительность процедуры закупок (от момента размещения документации на сайте до момента заключения государственного контракта), Министерством заблаговременно, ежегодно в III – IV квартале, формируется сводная заявка по программе ОНЛП, размещается государственный заказ на поставку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения.
      Одновременно ежегодно, по результатам корректировки федерального бюджета во втором полугодии, Министерством проводится дополнительная закупка лекарственных препаратов по программе ОНЛП, что позволяет сформировать товарные запасы лекарственных препаратов на начало года.

     По п. 2. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты осуществляется посредством утверждения Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов под международными непатентованными или химическими наименованиями (далее – Перечень ЖНВЛП). Названный Перечень охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий, а также включает в себя значительный объём лекарственных препаратов, реализуемых в коммерческом секторе.
     В Республике Карелия цены на ЖНВЛП формируются в соответствии с Государственным реестром предельных отпускных цен производителей и установленными на территории Республики Карелия предельными оптовыми и розничными надбавками в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.02.2010 №29-П «Об установлении оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.02.2010 №29-П:   
1. размер предельной оптовой надбавки  к фактическим отпускным ценам производителей на ЖВНЛП установлен в размере 15-22% в зависимости от ценовой группы, к которой относятся лекарственные препараты.
2. размер  предельной розничной надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП установлен в размере 40-50% в зависимости от ценовой группы, к которой относятся лекарственные препараты.
 Информация о предельных оптовых и розничных ценах на ЖНВЛП размещается на официальном сайте Министерства.
      Таким образом, согласно действующему законодательству, а именно, статьям 60-63 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ограничено применение надбавок только на лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП.
Розничные цены на лекарственные препараты, не включённые в Перечень ЖНВЛП, не регулируется государством, и формируется в соответствии с локальными нормативными актами аптечных организаций.
     Аптечная организация самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для реализации лекарственных препаратов населению, выполнения услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли. Максимизация прибыли в то же время является и целью аптечной организации как хозяйствующего субъекта.

     По п. 5 и 7. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, учреждениями здравоохранения Республики Карелия продолжаются осуществляться мероприятия по развитию, совершенствованию и расширению функциональных возможностей системы электронной записи пациентов на приемы к врачам через Интернет. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия в обязательном порядке рассмотрит вопрос о повышении доступности электронной записи пациентов на приемы к врачам через Интернет для пациентов с ограниченными возможностями из числа слепых и людей, страдающих дальтонизмом.