Версия для слабовидящих
Анонсы
28 августа 2018 г.
6 сентября в 11:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) состоится круглый стол «Перспективы развития карты возможностей особого ребенка в регионах России». Организатор — Комиссия ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства. В рамках мероприятия пройдет обсуждение проекта «Карта возможностей особого ребенка», этапов и возможностей наполнения карты объектами. Эксперты затронут тему создания рейтинга активности регионов, связанного с возможностями особого ребенка, а также общественного мониторинга объектов, который состоится по итогам наполнения карты. О желании принять участие в мероприятии необходимо сообщить не позднее 3 сентября 2018 г. по электронной почте zimushka165@gmail.com, указав регион, учреждение, телефон, эл. почту, ФИО представителя. После регистрации на указанный адрес электронной почты будет направлена ссылка на подключение. В случае невозможности подключения трансляцию можно будет посмотреть на сайте Общественной палаты РФ www.oprf.ru
Внимание!

Уважаемые посетители сайта! Общественная палата Республики Карелия открыла новый сайт. Надеемся, что он стал более удобен при просмотре.

Если у вас есть конструктивные предложения по работе данного Интернет-ресурса, будем рады, если вы направите свои пожелания на наш адрес: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (Общественная палата РК), мы постараемся их учесть. 

Возможности культуры в образовании XXI века: проблемы, поиски, перспективы

16 декабря 2014 г.

15 декабря в Петрозаводске (Республика Карелия) состоялся круглый стол
Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию и Общественной палаты Республики Карелия на тему «Возможности культуры в образовании XXI века: проблемы, поиски, перспективы».

Приветствуя участников, член Общественной палаты России, директор Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Вавилова отметила важность и актуальность обсуждаемого вопроса, обратила внимание на  имеющийся в России и в Республике Карелия положительный опыт по интеграции культуры и образования, чему во многом способствовали новые Федеральные государственные образовательные стандарты, разнообразный современный спектр услуг учреждений культуры, совместная проектная деятельность и развитие партнерских отношений.

Выступившая с основным докладом министр культуры Карелии Елена Богданова подчеркнула важность сохранения объектов культуры на муниципальном уровне, что позволит сохранить традиции воспитания, в том числе, этнокультурную среду малых коренных народов – в республике это карелы и вепсы. Но, к сожалению, последствием принятия 131 федерального закона, который разделил культуру на три уровня – федеральный, региональный и муниципальный, стало то, что в Карелии на муниципальном уровне эта отрасль сохранена только в 3 из 16 районов.

Республика Карелия стремится всесторонне использовать в образовательных целях богатейшее культурное наследие, а это более 4,5 тысяч объектов, среди которых уникальный, признанный мировым шедевром деревянного зодчества Кижский Погост с 22-главой церковью Преображения Господня, 300-летие которой отмечалось летом. В начале нынешнего учебного года во всех школах Карелии прошел урок, посвященный Кижам, однако, подчеркнула Елена Богданова, необходимо сделать возможным для каждого школьника посещение этого историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника в рамках образовательного процесса.

По  ходу дискуссии эта мысль о необходимости погружения в культурную среду в ходе образовательного процесса звучала неоднократно. Член Общественной палаты России, заместитель директора по научной работе  мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова Н.Н. Грамолина остановилась на проблемах, которые сопутствуют организаторам выездов детей в музеи-заповедники, не позволяют развернуть там широкое волонтерское движение молодежи. Все упирается в многочисленные требования по перевозке, сопровождению, обработке территорий. Из-за разных запретов невозможно пригласить детей на волонтерскую работу, а ведь дети должны не только получать, но и отдавать – в этом суть погружения в культуру. Между тем на недавней встрече с музейщиками президент России В.В Путин выступил с инициативой, которую назвали «Новое краеведение», предусматривающую как раз обеспечение возможности изучать свою историю, традиции, культуру и литературу путем погружения.

Наталья Грамолина процитировала слова турецкого писателя Орхана Памука: «Для каждого музей должен начинаться с собственного дома. Человек, который с детства видит на стенах фотографии своих бабушек и дедушек, семью не предаст…». Она отметила, что в Карелии в области культурного образования молодежи ситуация обстоит лучше, чем во многих других регионах, что вопрос этнокультурных традиций в надежных руках. Однако, по ее мнению, тревожным фактом является то, что средний возраст сотрудников в учреждениях культуры, особенно на селе, далеко за 60, и это свойственно всей России.

Александр Шолохов, член Общественной палаты РФ, директор музея Михаила Шолохова, как и Наталья Грамолина, сказал о ведомственной разобщенности. Образовательный компонент, считает он, должен присутствовать не только у министерства культуры, но и у всех министерств – от минсельхоза до МВД. Шолохов также подчеркнул, что ответственность за сохранение культурного наследия несут все ветви власти.

Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Любовь Ванюшкина подчеркнула, что школьное образование не может замыкаться в стенах школы, по ее мнению необходимо вернуться к опыту социокультурного партнерства, которое зародилось в России еще в 19 веке и объединяло школу, театр, музеи, город.

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг  предложил включить в норматив подушевого финансирования школьника бесплатное посещение музеев. Председатель профильного комитета Законодательного собрания РК Андрей Рогалевич назвал катастрофой ситуацию с молодым специалистами на селе, поддержав Наталью Грамолину.

По итогам круглого стола были приняты рекомендации в адрес правительства России и министерств. В частности, в резолюции указано, что  анализ накопленного опыта позволил выявить ряд проблем и вопросов, требующих дальнейшего изучения, мониторинга, конструктивного диалога Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ с привлечением широкого круга общественности, профессиональных сообществ педагогов и деятелей культуры и искусства для принятия конкретных решений в целях более активного и эффективного использования культурного наследия нашей многонациональной страны в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Участники обсуждения решили обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о рассмотрении вопроса о включении в Положение о конкурсе проектов социально-ориентированных НКО специальной номинации «Культурно-образовательное пространство». Рекомендовать Министерству культуры РФ и Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность включения в федеральные целевые программы раздела «Культурно-образовательное пространство», а органам региональной и муниципальной власти предусмотреть в региональных и муниципальных целевых программах специальный раздел «Культурно-образовательное пространство».

В адрес Министерства образования и науки РФ  поступит предложение рассмотреть возможность ведения мониторинга внедрения общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности в общеобразовательных школах с целью формирования у учащихся культурно-эстетических компетенций, изучить опыт городских и сельских школ и рассмотреть вопрос разработки методических рекомендаций по реализации общеобразовательных программ по ступеням обучения в соответствии с федеральными стандартами с использованием различных форм организации образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями культуры.

Министерству культуры РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о формировании современной системы, направленной на развитие культурно-образовательной среды на основе долгосрочных проектов учреждений культуры и образования, в том числе: предусмотреть проектирование новых специальностей, интегрирующих возможности отраслей культуры и образования, квалификационных требований к ним; при создании новых моделей организаций культуры (модульные типовые сельские центры культуры, ресурсные центры культуры, этнокультурные центры и т.д.) особое внимание обратить на создание условий для развития культурно-образовательной деятельности; изучить и обобщить опыт партнерских проектов в области культуры и образования, общественных некоммерческих организаций в отрасли культуры, в том числе опыт организации экскурсионных и туристических поездок школьников по достопримечательным местам и культурным центрам России, организации в каникулярный период в учреждениях культуры площадок дневного пребывания с возможностью реализации культурно-образовательных программ.

Участники круглого стола рекомендуют рассматривать работу по вышеуказанным направлениям в качестве одного из приоритетов в работе Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ, и организовать при ее осуществлении необходимую информационную поддержку со стороны СМИ.

Татьяна Смирнова, член Общественной палаты Республики Карелия